Торговые центры
Проектирование торговых центров стало популярно в начале 2000. На месте старых, грязных и опасных рынков, начали появляться красивые по тем меркам здания, в которых предоставлялись все условия для комфортного и безопасного шопинга.
Переход от рынка к торговому центру длился около десятилетия, рынки до сих пор остаются, но они потеряли большую часть своей аудитории. Рынок для россиян ассоциировался, у многих и до сих пор ассоциируется с жуликами и мошенничеством. Клиентам рынка предлагалось померить вещи прямо у прилавка, в лучше случае продавец могу предоставить одну примерочную, которая находилась в этом же павильоне. В отсутствие других вариантов это было нормой, все жили так, поэтому ожидать лучшего не приходилось. В распоряжении покупателей были небольшие магазины, рынки и ателье, каждый выбирал себе «по карману».
Все изменилось, когда появился первый торговый центр, он перевернул представление о том, как могут быть организованы досуг и шоппинг. Улицы, образованные рядами магазинов, напоминали улицы городов, внутри было светло и тепло, была слышна ненавязчивая музыка. По сравнению с рынком, где все утопало в выкриках рекламных сообщений, шуме, атмосфера торгового центра казалась расслабляющей и спокойной. Торговый центр был сделан таким, чтобы создать у покупателя ощущение комфорта и безопасности. Здесь уже не стоило беспокоиться о карманных ворах, ведь на каждом этаже возвышался грозный охранник. В магазинах посетителей встречали продавцы, в каждом магазине были свои примерочные, в которых висело не одно, а несколько зеркал, позволяющих увидеть себя в полный рост.
Новый тип здания, новый формат торговли завоевал бешенную популярность, торговые центры начали строить интенсивно, они появлялись в крупных города, в средних городах, в малых городах. Инвесторы стремились как можно быстрее достроить один торговый центр, чтобы скорее перейти к проекту следующего центра. Каждый новый центр был больше предыдущего, эта гонка длилась вплоть до начала пандемии, когда концепция огромного торгового центра рухнула.
Итак, в период начала 2000-х торговые центры смогли предложить людям то, чего им не хватало:
- широкие возможности выбора;
- безопасность пребывания;
- комфортность пребывания;
- интересный и увлекательный досуг.
За эти двадцать лет, которые прошли с момента появления первых ТЦ, концепция центров существенно усложнилась, они стали тематическими, развлекательными, стали использовать площади не только для коммерции, но и для офисов.
Рисунок 1. Проект торгового центра средней вместимости. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Проекты торгового центра
Пандемия продемонстрировала, что человек может приспособиться ко всему, в том числе и к изоляции. И без того активно развивавшиеся интернет-магазины в период пандемии получили доступ к огромной аудитории. Новый вид шоппинга через интернет оказался удобным и простым, гораздо более эффективным и не менее захватывающим. В то время как торговые центры стояли закрытыми, интернет-магазины лишь увеличивали свои обороты.
После того как все ограничения были сняты, поток покупателей в торговых центрах существенно снизился, а именно от потока зависит объем продаж. В результате потребовался существенный пересмотр проекта торгового центра в соответствии с современными реалиями:
- магазины выполняют роль шоурумов и пунктов выдачи заказов, а сами заказы формируются через интернет;
- необходимости в больших помещениях магазинов больше нет;
- в торговых центрах могут формироваться горизонтальные связи между представителями местных сообществ, поэтому нужны новые возможности и новые форматы для взаимодействия.
Торговым центрам сложно соперничать с маркетплейсами, которые работают круглые сутки и предоставляют доступ к миллионам товаров, но не стоит забывать о том, что не все перешли на электронные площадки, до сих остаются верные офлайн шопингу покупатели, которым нужно увидеть вещь вживую, потрогать ее и только после этого они готовы решиться на покупку.
Первый торговый центр появился в США, в штате Миннесота в 1956 году.
Мы не можем увидеть будущее, но должны ориентироваться на тренды, для того, чтобы такие общественные здания как торговые центры оставались востребованными.