Категории трасс
Дорожное строительство ведется с учетом категории дороги. От этого параметра будет зависеть дорожное покрытие. Все дороги, городские и междугородние можно разделить и классифицировать по различным признакам, к примеру, по ширине, по количеству полос, по наличию разделительной полосы, по протяженности, по качеству покрытия. Но чтобы оценить все их технические характеристики в совокупности, была введена комплексная характеристика классификационных признаков – категория дороги. В соответствии с этим основанием выделяют следующие типы дорог:
- категория I А – эти трассы обеспечивают самую высокую скорость движения благодаря большому количеству полос и качественному покрытию. Дороги в этой категории имеют 4 и более полос движения, при этом ширина полосы составляет не менее 3, 75 м. Полосы потоков отделены друг от друга разделительной полосой, а различные пересечения (с другими дорогами, дорожками пешеходов и велосипедистов, железной дорогой и трамваями) выполняются на разных уровнях. Не допускается доступ на дорогу с примыканием в одном уровне;
- категория IБ - скоростная дорога, которая имеет все те же характеристики, что и автомагистраль, кроме одной - на скоростной дороге допускается доступ на дорогу с примыканием в одном уровне без прямого пересечения;
- категория IВ - дороги обычного типа, в них допускается пересечения в одном уровне с другими дорогами, но они должны регулироваться светофором. Пересечения с железной дорогой также выполняют в разных уровнях;
- категория II – в таких дорогах допускается организовывать доступ на дорогу с примыкания в одном уровне. Дорога может иметь как 4, так и 2 либо 3 полосы, шириной 3,5 -3,75 метра;
- категория III – такая дорога имеет две полосы, ширина которых составляет 3,5 м, в ней не требуется организация разделительной полосы, допускаются пересечения с другими дорогами в одном уровне, но с железной дорогой пересечения должны быть организованы в разных уровнях;
- категория IV - дорога имеет две полосы, их ширина всего 3 метра, допускаются любые пересечения и примыкания;
- категория V – дорога имеет одну полосу шириной 4,5 метра, в ней допускаются любые пересечения и примыкания.
Трасса – это элемент транспортной инфраструктуры, который обеспечивает перемещение транспорта с высокой скоростью на большие расстояния.
Проект трассы III категории
Проектирование трассы III категории реализуется в следующем порядке:
- при разработке проекта учитывают природные, климатические и экономические факторы местности и региона и анализируют возможность использования местных материалов;
- после характеристики района определяют категорию дороги согласно перспективной интенсивности движения и основные нормативы;
- после определения расчетной скорости определяется наибольший уклон, определяют расчетное расстояние видимости;
- затем описывают варианты трассы, оценивают их достоинства и недостатки. Начальный и конечный пункт связывают воздушными линями, полученную трассу разбивают на пикеты и наносят километровые знаки. Но провести трассу кратчайшему маршруту чаще всего мешают преграды и препятствия, которые отклонят трассу от воздушной линии;
- приступают к проектированию продольного профиля, определяют рекомендуемую рабочую отметку насыпи, определяют отметки контрольных точек и выполняют описание проектной линии;
- проектируют кюветы в выемках и на участках низких насыпей;
- разрабатывают поперечный профиль земляного полотна;
- оценивают объем земляных работ.
Рисунок 1. Пример плана трассы. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Расчетная интенсивность движения зависит от категории дороги, для автомагистрали она составляет более 14 000 единиц транспорта в сутки, а для 5 категории - менее 200 единиц. Третья категория дорог пропускает от 2 до 6 тысяч единиц транспорта в сутки.
Если проектируемая дорога проходит через населенный пункт, то на ней должны быть предусмотрены тротуары с обеих сторон. Расчетный срок службы покрытия составляет пятнадцать лету. К третьей категории относятся многие дороги, соединяющие населенные пункты, скоростной режим на такой дороге позволяет быстро преодолевать расстояния, а отсутствие препятствий я в виде железнодорожных переездов позволяют держать высокую скорость на всем участке.
При проектировании дороги оценивается вся текущая ситуация, а также имеющаяся сеть дорог. Так как новый объект чаще всего встраивается в уже существующую транспортную сеть, то он должен соответствовать уже имеющейся мощности и потребностям пользователей.