Принципы проектирования школьных зданий
При проектировании здания школы архитектором одновременно решается несколько достаточно сложных архитектурных задач:
- нужно создать среду, которая бы с одной стороны дисциплинировала и упорядочивала сотни учеников, а с другой не превращать эту среду в казарму, оставляя место для творчества и самореализации;
- необходимо создать пространство, которым будет удобно пользоваться и первокласснику и десятикласснику. Высота ограждений, габариты мебели, вместимость помещений должны соответствовать конкретным возрастным нормам;
- так как школа — это не только место учебы, но и место работы учителей, которые проводят в школе весь день, для них необходимо создать зоны отдыха;
- необходимо предусмотреть разделение старшей и начальной школы, не создавая при этом изоляции, препятствующей общению между классами;
- оставить возможности для трансформации помещений, которые, например, могут потребоваться для проведения праздничных мероприятий;
- необходимо учитывать современные возможности и потребности, а именно дистанционное обучение, цифровизацию. Школа также должна адаптироваться к новым возможностям, которые предоставляет современный мир;
- школьные коридоры должны быть светлыми и довольно просторными.
Современные школы рассчитаны на большое количество учеников, они работают в две смены, чтобы вместить всех обучающихся. Подобная модель экономически эффективна, чем больше в школе обучающихся, тем большее финансирование она получает. При этом расходы на содержание становятся рациональнее, работа кабинетов, столовой, залов и в целом здания школы рассчитывается не на несколько часов, а на целый рабочий день.
Образовательное учреждение – это некоммерческая организация, которая формируется для ведения образовательного процесса, с помощью образовательных программ.
Принципы архитектурно-планировочной организации современных школ Финляндии
В каждой стране есть свои особенности, которые проявляются в архитектуре, это и традиционные элементы, принципы организации пространства, требования к этажности, отделке и т. д.
Финляндия является одной из передовых стран с точки зрения организации учебного процесса, что проявляются в следующих аспектах:
- в школе большая часть площади отданы под пространства для социализации. На таких площадках разные классы, отдельные ученики могут взаимодействовать, общаться. Это могут быть как отдельные комнаты, так и части коридоров, лобби;
- одной из основ планировочных решений является мобильность, открытые пространства со свободной планировкой, а также классы-трансформеры позволяют настроить школу на нужный объем учеников и под цели конкретного заведения;
- стимулирование творческой деятельности, для этого используется несколько методик, с одной стороны школы оформляются предметами искусства, чтобы приобщать школьников к прекрасному, при этом, и сами школьники привлекаются к живописи, скульптуре и декоративно-прикладному искусству. Обучение ведется с мастерских, все кабинеты и особенно мастерские оборудуются панорамными окнами, чтобы сохранить связь с окружающей природой.
Рисунок 1. Пример пространства для социализации в школе. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Принцип планировки финских школ можно сравнить с устройством города. Все пространства в них можно также поделить на общественные, полуобщественные и частные.
В качестве основы образовательных реформ в Финляндии выступает устойчивая идеология, которая опирается на высокий престиж профессии учителя, взаимное доверие всех участников процесса, свободы в выборе образовательного пути, равенство возможностей для каждого.
Успешный опыт внедрения новых образовательных стандартов в финских школах стал примером и образцом для подражания в других странах, в том числе и в России. В большинстве это проекты частных небольших школ, которые также стремятся воспитывать учеников как свободно мыслящих личностей.