Алевиз Новый
В Россию этот архитектор итальянского происхождения попал в начале 16 века. Прозвище «новый» закрепилось за ним, чтобы не путать его с другим = итальянским архитектором - Алевизом Фрязиным. Этот первый Алевиз прибыл в Россию в 1494 году, и в литературе его называют либо по имени Алевиз, либо Алевиз Старый. Алевиз Cтарый был привлечен к проектам достройки кремлевских укреплений, а также к строительству великокняжеского дворца. Фрязиными в России называли всех прибывших из Генуи, Венеции и Италии иностранцев.
С новой группой итальянских архитекторов в 1504 году в Россию прибыл Алевиз Новый, по пути в Москву им пришлось сделать вынужденную останову в Крыму по указу хана Менгли-Гирея и принять участие в строительстве Бахчисарайского дворца. После настоятельных требований Ивана III хан отпустил группу в Москву, Менгли-Гирей высоко отзывался о мастерстве Алевиза, выделяя его среди других членов группы.
Перечислим известные моменты его биографии:
- полное имя Алоизио Ламберти да Монтаньяна;
- родился в Милане (Венеции по другим источникам);
- в Венеции построил надгробие Томазины Граумонте (церковь святого Андрея в Ферарре);
- в Россию был приглашен послами Ивана III в 1500 году;
- по неподтвержденным сведениям он погиб при взрыве на пороховом заводе.
Бахчисарайский дворец – это бывшая резиденция крымских ханов, возведенная в стиле османской архитектуры. Главной идеей возведения дворца было воплощение райского сада на земле, и само его название переводится как дворец-сад. Дворец был полностью уничтожен в 1736 году.
Рисунок 1. Архангельский собор в Кремле, одно из самых значимых сооружений Алевиза Нового. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Постройки Алевиза Нового в Москве
Хвалебный отзыв от хана Менгли-Гирея не был преувеличением, к сожалению, многие постройки Алевиза не сохранились до наших дней, но по тому, что смогли изучить историки, он действительно был выдающимся архитектором и смог внести значительный вклад в развитие русского зодчества.
К его главным постройкам относятся:
- Архангельский собор в Кремле, строительство велось с 1505 по 1508 годы, на текущий момент собор перестроен;
- церковь Рождества Богородицы в Старом Симонове, строительство ведется 2 года с 1509 по 1510, на сегодняшний момент церковь сохранилась и перестроена незначительно;
- церковь Рождества Богородицы, «что на сенях», расположенная в Кремле. Строительство ее велось в 1514 году и на сегодня сохранилась лишь малая часть;
- церковь Варвары Великомученицы на Варварке, построенная в 1514 году;
- церковь Владимира в Старосадском переулке, построенная в 1514 году, сегодня здание перестроено;
- церковь Илии Пророка на Воронцовом поле (1514-1515 гг.), сегодня церковь перестроена;
- церковь Усекновения главы Ионна Предтечи, на текущий момент перестроена;
- собор Петра Митрополита в Высокопетровском монастыре, строительство велось с 1514 по 1517 годы, недавно собор отреставрирован и ему возвращен первоначальный облик;
- церковь Вознесения Господня в Воскресенском монастыре (1518 г.), расположенная в Кремле, до наших дней эта постройка не сохранилась;
- церковь Пресвятой Богородицы на Лубянке (1514-1518 гг.), здание было снесено с приходом советской власти в 1924 году;
- церковь Дионисия Ареопагита, построенная в 1519, она была разобрана при строительстве Московского Государственного Университета.
Новая церковь Варвары Великомученицы была возведена в 1805 г. на старых фундаментах, которые остались от постройки Алевиза Нового.
Порой удивительно, какой большой след в истории может оставить один человек. Архитекторам дана уникальная возможность менять облик городов и тем самым влиять на людей. Постройки Алевиза Нового за прошедшие пять столетий стали частью города и с ними соприкоснулись жизни сотни тысяч людей.
Обретя славу за пределами своей родины, Алевиз Новый внес огромный вклад в облик Москвы. Одиннадцать церквей, возведенных им в разных частях города, частично или полностью сохранились до наших дней и стали объектами культурно-исторического наследия.