Популяризация и сохранение культурного наследия
Тема сохранения культурного наследия весьма широка, она связана со множеством подтем, с жизнь горожан, с их благосостоянием, с историей города, с планами его развития. В исторически сложившихся городах проблема сохранения архитектурных памятников стоит острее, чем в более молодых городах эпохи модернизма, но в целом она касается очень многих.
Объекты культурного наследия каждого субъекта Российской Федерации занесены в перечень, этот перечень постоянно обновляется, в него попадают новые объекты и исключаются те, что утрачены. Список этот не бесконечен, но он достаточно велик. В России более 146 тысяч объектов культурного наследия, многие из них расположены в Центральном административном округе, остальные рассредоточены по огромной территории России. Эти объекты представляют собой огромный культурный ресурс, это старинные особняки, дворцы, театры, музеи, усадьбы, жилые дома и общественные здания, которые связаны с историей нашей страны.
Несмотря на кажущуюся большой цифру, этот ресурс конечен. Каждый год мы теряем несколько сотен позиций из списка из-за неэффективного управления.
Решить проблему сохранения объектов культурного наследия только силами государства невозможно, это огромные инвестиции, поэтому их популяризация направлена на то, чтобы изменить отношение к этим объектам, сделать их более известными и привлечь к их сохранению:
- горожан;
- некоммерческие организации;
- бизнес;
- университеты.
В рамках партнерства судьба отдельных объектов из этого списка станет более благополучной.
Государственно-частное партнерство – это тип взаимодействия государства и бизнеса, необходимого для развития общественной инфраструктуры.
Рисунок 1. Пример популяризации -через создание путеводителя. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Подходы к популяризации объектов культурного наследия
Активная популяризация культурного наследия в России ведется по нескольким направлениями:
- конференции, симпозиумы для ученых, исследователей, которые изучают город и делятся своими историями о нем;
- круглые столы и дискуссии с участием представителей администрации, на которых освещаются вопросы, связанные с поддержанием памятника в городе, поиском средств на его реконструкцию;
- фестивали и праздники, к которым отдельные здания получают новый облик;
- фильмы и видеоролики, в которых рассказывается история отдельных зданий и их ценность для города;
- туристические маршруты для гостей и горожан, которые связывают исторические здания и включают их в городскую среду.
За предыдущие годы сформировалось отношение к памятникам как к сложным и «неподъемным» объектам, с которыми практически ничего нельзя сделать из-за жестких охранных норм. Но это мнение в рамках той же популяризации постепенно меняется. Компании добровольно берут на себя обязательства по восстановлению памятников и находят профессионалов, способных помочь в этом процессе.
Популяризацию нельзя рассматривать исключительно как положительный процесс, который не несет никаких рисков для объекта. Создавая из особняка 18 века красивую кофейню, мы увеличим его популярность, в забытом особняке появится жизнь. Но большая часть посетителей пойдет в него именно за товаром, едва обращая внимание на антураж. Истрией здания заинтересуются единицы. Также опасность представляет и то, что многие объекты не готовы к большому наплыву посетителей, вся их уникальность и камерность нарушатся.
Рисунок 2. Пример популяризации -через участие в конференциях. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
С одной стороны, сегодня мы наблюдаем высокий интерес горожан к теме сохранения объектов культурного наследия, которые готовы участвовать в фестивалях, принимать участие в реставрации заброшенных исторических зданий. В этом тоже есть огромный потенциал и это результат проведенной ранее работы по популяризации, сейчас этим потенциалом нужно грамотно распорядиться и создавать такие объекты, которые станут украшением города.