История архитектурного образования в России описана во многих учебниках, рассмотрим ее часть, а именно, конец 18 века и те важные преобразования, которые заложили основы современной системы обучения.
Регулярное обучение архитекторов
Петр Первый многое изменил в государственном устройстве, а последствия и эффекты этих изменений позволили стране достичь небывалых ранее высот, сократить разрыв, который был весьма заметным относительно развитых стран Европы.
Так нужных Петру специалистов в России не было, так как не было школ, поэтому император пошел единственно возможным в тех условиях путем, он нанимал иностранцев, чтобы создать новые системы образования, здравоохранения в России. По некоторым источникам число приглашенных специалистов исчислялось тысячами, но это были инвестиции в будущее великой страны, которая сможет перенять лучший опыт и научится применять его у себя.
В сфере архитектуры наблюдается та же тенденция - иностранные архитекторы работали над лучшими дворцовыми ансамблями Санкт-Петербурга и окрестностей. Но Петру нужны были русские мастера, однако при его жизни первые самостоятельные архитектурные школы еще не сформировались.
Считается, что архитектурно-строительное образование в России зародилось в 1749 году. Школа была организована известным архитектором Санкт-Петербурга, князем Дмитрием Ухтомским.
Учеников в школе было всего 20, располагалась она в Охотном ряду, а позже была расширена. Первыми учениками школы были дети представителей известных династий:
- Коробовы;
- Бартеневы;
- Мичурин;
- Яковлев.
Дети в школе имели разную подготовку и возраст, самому младшему было 7, а старшему 26 лет.
Рисунок 1. Архитектурная школа Д. Ухтомского. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Обучение предполагало прохождение нескольких этапов, после каждого этапа ученику присваивались воинский чин и архитектурное звание. Помимо посещения теоретических уроков, ученики были заняты в реальных строительных проектах, помогали на стройплощадках. Для освоения профессии будущие архитекторы изучали геометрию, фортификацию, геометрию.
Фортификация – это наука о строительстве фортификационных сооружений, закрытых преград, которые усиливают позицию войск во время боя.
Рисунок 2. Архитектурная школа Д. Ухтомского. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Знакомство с миром архитектуры происходило и за счет обширной библиотеки при школе, в которой были собраны труды Поццо, Палладио, Серлио.
Первые архитектурные школы
Школа Ухтомского просуществовала недолго, до 1763 года, а сам Дмитрий Ухтомский возглавлял ее лишь до 1760 года. Следующей стала учрежденная архитектором Баженовым школа. Баженов был выбран Екатериной Великой для проектирования Большого Кремлевского дворца. Столь масштабная и ответственная работа воодушевила его на создание архитектурной школы.
Позже свою архитектурную школу открыл и М. Казаков.
Параллельно со школами развивалась и другая форма обучения – «Академия трех знатнейших художеств», в которой обучались скульптуре, живописи и архитектуре. Она была открыта в 1758 году и позже была преобразована в Императорскую академию художеств. На несколько веков эта организация станет главным учебным государственным учреждением, которое регламентирует художественную жизнь страны. Первые годы в академии обучалось немногим больше чем в школах – 38 учеников, но уже спустя 3 года их стало 68. Каждый класс академии соответствовал определенному виду искусства. Будущие архитекторы изучали искусство эпохи Возрождения, классические ордера, основы математики, рисунок.
В 1763 году Академия была реорганизована после назначения нового президента И.И. Бецкого, при нем было создано Воспитательное училище, в котором начиналось освоение академического курса.
Ученики распределялись во возрастам:
- первая группа от 6 до 9 лет;
- вторая группа от 9 до 12 лет;
- третья группа от 12 до 15 лет.
Обучались в академии 6 лет, работы проверялись ежемесячно. Каждые 4 месяца нужно было сдавать экзамен.
Обучение в Академии строилось на конкурентной основе. Лучшие ученики получали золотые и серебряные медали и право на пенсионерскую поездку за границу.
Система обучения во второй половине 18 века предоставляла молодым людям возможность обучаться в профессии как в небольших мастерских-школах известных архитекторов, так и получать образование в академии. Обучаться архитектуре могли только юноши.