Пуризм как стиль в искусстве
Пуризм – одно из направлений модернизма, популярное в начале XX века. Оно было провозглашено французскими художниками Амедео Озенфаном и Шарлем-Эдуардом Жаннере (более известным под псевдонимом Ле-Корбюзье).
Название «пуризм» художники позаимствовали из «Словаря архитектуры» Катрмера-де-Кенси. В этом издании пуризм трактовался, как творческий метод архитектуры неоклассицизма, свободный от всяческих излишеств и украшений. В начале XIX века в Италии возникло эстетическое движение пуризма, его сторонники в своем манифесте ссылались на эстетику Гёте.
Рисунок 1. Пуризм. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Что касается французских пуристов, то они призывали к «очищению действительности» с тем, чтобы создать идеальные для зрителя сооружения. Такие постройки должны были стать эквивалентом совершенного мира.
Фернан Леже был сторонником пуризма. Он увлекался так называемой «машинной эстетикой». По его собственным словам, «новая эстетика» открылась ему во времена Первой мировой войны, когда среди огня и дыма он увидел ярко сверкающий на солнце снаряд. Как говорил художник, данная композиция дала ему «больше, чем все музеи мира». Леже также на основе принципов пуризма создал оригинальный стиль изображения человеческой фигуры. Она состояла из округлых и геометризованных форм, которые напоминали идеальные детали машин. Известно, что Леже сотрудничал с Ле-Корбюзье в создании интерьеров новой архитектуры.
Принципы пуризма развивали также некоторые художники-модернисты, например:
- Франтишек Купка;
- Франсис Пикабия;
- Робер и Соня Делоне.
Пуризм в архитектуре и живописи
Среди новых течений, появившихся в начале XX века следует выделить неоклассицизм и пуризм. Неоклассицизм был достаточно широким и емким течением, вобравшим в себя на определенный срок самых различных художников. Пуризм же появился из недр кубизма и заявил о своем существовании в 1918 году манифестом «После кубизма». Как уже отмечалось выше, Озенфан и Корбюзье обвиняли его в излишней декоративности и дисциплины. Они считали, что настало время вернуть предметам их первозданную простоту. В качестве некоего пластического символа пуристы выбрали машину, поскольку этот предмет всегда создается как абсолютно утилитарный и лишенный всяческих нефункциональных составляющих.
Следует заметить, что наиболее реализуемым пуризм считался именно в архитектуре. Один из главных сторонников пуризма Ле-Корбьюзье был ключевым специалистом своего времени в стиле конструктивизм. Как в теории, так и на практике архитектор развивал новые идеи объемно-пространственных решений. Он ратовал за простоту и ясность архитектурных форм (в большей мере это относилось к железобетону). Влияние Ле-Корбьюзье на развитие мировой архитектуры было огромным, поскольку он затронул еще и прикладное искусство.
В живописи пуризм проявлялся гораздо менее заметно. Все созданные в соответствии с основными принципами пуризма работы отличаются схематизмом и условностью. Живописцы по большей части предпочитали изображать повседневные и утилитарные предметы (например, стаканы, кувшины и т.д.). Очищенные от внешнего декора предметы становились здесь «обескровленными» и символизировали новое веяние в искусстве.
Интересно, что в 20-30-е гг. во Франции была широко распространена теория, согласно которой роль живописи среди других видов искусств значительно уменьшилась.
В 1917 году французский архитектор Пьер Жаннере устроился штатным архитектором в «Общество по применению армированного бетона». За несколько лет работы в нем им был выполнен ряд проектов (например, водонапорная башня в Поденсаке и арсенал в Тулузе). Создано было также несколько проектов рабочих поселений (некоторые из них были даже реализованы). Работая в вышеупомянутом обществе Жаннере стал директором фабрики по производству строительных конструкций в Альфортвиле. В Париже Жаннере познакомился с Озенфаном, который ввел архитектора в среду столичных художников, сторонников пуризма и кубизма. В этой связи архитектор стал увлекаться живописью, которая впоследствии стала его второй профессией.
В 1922 году Жаннере и Корбюзье открывают в Париже свое архитектурное бюро. В мастерской бюро было создано множество проектов, включая так называемый «Современный город», который был разработан для выставки «Осенний салон» 1922 года. Этот город был рассчитан на три миллиона жителей, проект состоял из концептуально новых градостроительных решений. Впоследствии «Современный город» был преобразован в «План Вуазен» - радикальное предложение архитекторов по реконструкции столицы. Данный план предполагал строительство делового центра мегаполиса на специально расчищенной для этого территории (предлагалось снести 240 гектаров существующей застройки). Восемнадцать проектируемых небоскребов высотой в 50 этажей располагались вполне свободно, на большом расстоянии друг от друга. Интересно, что застраиваемая площадь составляла лишь 5% от всей территории, остальные 95% были отведены под дороги, парки и пешеходные зоны.
«План Вуазен» был широко освещен в французской прессе и стал своеобразной сенсацией. В этом и других подобных проектах для дружественных государств Корбюзье старался развить совершенно новые градостроительные концепции. Общая их суть заключалась в том, чтобы повысить комфортность проживания в мегаполисе и создать современную сеть автомобильных дорог. В 20-е годы Корбюзье занимался проектированием нескольких модернистских вилл, которые и принесли ему известность.