Территория, на которой был построен парк, когда-то использовалась для охоты Екатериной II. После того, как она подарила эти земли своему сыну, началось активное строительство дворца и благоустройство парка.
Павловский парк
Парк, примыкающий к Павловскому дворцу, имеет колоссальный размер в 600 га, что ставит его на первое место среди крупнейших парков Европы.
Обширная территория поделена на ландшафтные парки:
- Большая звезда;
- Центральный района;
- Старая Сильвия;
- Новая Сильвия;
- Парадное Поле;
- Долина реки Славянки;
- Парадное поле.
Парк относится к стилю классицизм, в нем проявились традиции русского, западноевропейского, античного искусства. В парке установлены классические и мемориальные павильоны, такие как Храм Дружбы, Памятник родителям, Холодная баня, Розовый павильон и другие.
Для того, чтобы расчистить территорию под будущий парк в 1778 году из окрестных деревень согнали крестьян, а также привлекли солдат из гарнизонов. Первыми появились небольшие садики возле двух деревянных усадеб, построенных для Павла и его жены.
Структура территории значительно изменилась, появились искусственные острова и каскады.
Мария Федоровна принимала активное участие в проектировании и организации сада, по ее инициативе появились постройки, напоминавшие ей о детстве.
Скромное поместье довольно быстро перестало соответствовать статусу наследника престола. Уже в 1780 г. было решено, что на территории должен появиться дворцово-парковый ансамбль. К проектированию привлекли недавно приехавшего в Россию Чарльза Камерона. Работы по подготовке территории парка продолжались, осушали болота, расчищали лес, прокладывали просеки.
Как и многие другие проекты, Павловский парк имел прообраз, который вдохновлял архитектора. Считается, что это был английский парк Стоу, который нравился Екатерине II и соответствовал эстетике и моде того времени, из-за чего он и был взят за основу.
Рисунок 1. Дворцово-парковый ансамбль Павловска. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Работы В. Бренны и П. Г. Гонзаго
Винченцо Бренна прибыл в Россию по приглашению будущего императора Павла. Их встреча произошла во время заграничного путешествия наследника престола и его жены, которое они совершали под именем графа и графини Норд. Бренна приехал в Санкт-Петербург в 1782 году, вначале он работал помощником Камерона, но уже спустя 4 года заменил его на посту главного архитектора. По проекту Бренны были надстроены галереи, выходящие на главный фасад и боковые корпуса. Светлая колоннада в северной части здания появилась по инициативе жены императора.
После работ в Павловске Бренна занялся реконструкцией Гатчинского дворца, а затем участвовал в строительстве Михайловского замка. Покинул Россию Бренна после убийства императора в марте 1801 года, он переехал в Германию, а затем во Францию. В России его проект продолжил его ученик Карло России.
Павловский дворец связан с именем еще одного выдающегося деятеля искусства, Петра Федоровича Гонзаго. Декоратор из Италии приехал в Санкт-Петербург в 1792 году и его сразу привлекли к работам в Павловске. Пятнадцать лет своей жизни Гонзаго посвятил Павловскому дворцу, он заполнял пустое пространство своими неповторимыми творениями.
Будучи сторонником естественной красоты, Гонзаго создавал картины, которые были пластически связаны с архитектурой, как пейзажные полотна. Так, в частности:
- с 1798 по 1799 год Гонзаго работает над эскизами росписи плафонов и парадных интерьеров;
- с 1805 по 1807 год он занимается росписью стен и плафонов Светлой колоннады.
По проекту ученика Бренны, Карло России, в 1822- 1824 годах была достроена библиотека над галерей, органично связанная с росписью Гонзаго.
Несмотря на серьезные разрушения дворца сохранились фрагменты росписи Гонзаго, которые были воссозданы по эскизам.
Рисунок 2. Павловск музей-заповедник, архитекторы Ч. Камерон, В. Бренна, К. Росси, А. Воронихин. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Эскизы Гонзаго сегодня можно увидеть в экспозиции Эрмитажа, а также в собрании Русского музея, они представлены в Павловске и нескольких музеях. Помимо художественной деятельности Гонзаго написал в России несколько теоретических трактатов. В одной из своих работ он рассказал о собственном творческом пути, методе, идеалах.
Манеру Гонзаго отличало мастерское владение перспективой, рисунком, тушью, а также методом «панорамного иллюзионизма».