В Санкт-Петербурге, на площади Островского расположен памятник императрице Екатерине II.
История памятника Екатерине II
Екатерина Великая правила Российской империей с 1762 по 1796 годы, она пришла к власти сменив на престоле своего мужа, Петра III. В историю эта императрица вошла как великий реформатор, она способствовала развитию образования и культуры.
К столетию ее восшествия на престол было решено установить памятник Екатерине Великой, по первоначальной задумке памятник должен был быть установлен в любимом ею Царском Селе у Екатерининского дворца.
Чтобы выбрать лучшую идею было решено объявить конкурс, всего было прислано восемь проектов. Лучшим был признан проект Михаила Осиповича Микешина. Микешин был один из самых талантливых скульпторов и художников своего времени, он родился в деревне Максимково, учился живописи у иконописца в Смоленске, успехи юноши в обучении убедили отца в необходимости отправить сына учиться в Императорскую Академию Художеств. После завершения обучения Микешин был удостоен чести обучать рисунку Великих княжон. До конкурса на памятник Екатерине Великой, Микешин уже успел проявить свой талант к скульптуре, он представил свой проект на конкурсе памятника Тысячелетия России, его проект победил.
Проект Микешина было решено реализовать в Санкт-Петербурге, а модель памятника, изготовленную в масштабе 1: 16, можно увидеть в павильоне «Грот» в Царском Селе.
На закладке памятника в 1869 году присутствовал Александр II, работы были завершены спустя 4 года. Таким образом от начала разработки проекта до открытия памятника прошло десять лет.
Создателями памятника помимо Микешина являются:
- Матвей Афанасьевич Чижов;
- Александр Михайлович Опекушин;
- Давид Иванович Гримм;
- Виктор Александрович Шретер.
Для изготовления памятника использованы гранит из нескольких каменоломен и бронза. Бронзовые фигуры были отлиты на заводе в Санкт-Петербурге.
Рисунок 1. Памятник Екатерине II в Санкт-Петербурге, архитектор М. О. Микешин. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Высота памятника с пьедесталом десять метров, из них более четырех метров составляет сама фигура Екатерина Великой.
Пьедестал – это основание, на котором устанавливается скульптура.
Композиция памятника Екатерине II
Памятник Екатерине Великой имеет очень сложную композицию, которая отличает его от всех прочих. Помимо самой императрицы, которая держит в руках скипетр и лавровый венок, на пьедестале размещены фигуры еще девяти человек. Это видные деятелями екатерининской эпохи:
- Петр Александрович Румянцев- Задунайский, полководец и теоретик;
- Григорий Александрович Потемкин, государственный деятель, командующий Черноморского военного флота;
- Александр Васильевич Суворов, полководец и философ;
- Гавриил Романович Державин, поэт эпохи Просвещения;
- Екатерина Романовна Дашкова, аристократка, государственный деятель и педагог;
- Александр Андреевич Безбородко, государственный деятель;
- Иван Иванович Бецкой, государственный деятель, личный секретарь императрицы, президент Академии Художеств;
- Василий Иванович Чичагов, мореплаватель, исследователь и флотоводец;
- Алексей Григорьевич Орлов-Чесменский, военный и государственный деятель.
У ног императрицы скульптор поместил корону Российской Империи.
Рисунок 2. Пьедестал памятника Екатерине Великой. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Исследователи отмечают большое сходство в композиции и оформлении между двумя памятниками Микешина, памятником Тысячелетия России и памятников Екатерине Великой.
Помимо памятника и сквера планировалось создать и мемориал Екатерининской эпохи, проект был уже разработан, так же как и список деятелей выдающихся деятелей той поры. Планировалось изготовить бронзовые бюстыН. В. Репина, И. Н. Болтина, А. А. Вяземского, А. Ф. Кокоринова, Я.И . Булгакова, Г. Г. Орлова, Ф. Ф. Ушакова, П. Д. Еропкина, П. И. Панина, И. И. Михельсона, А. И. Круза и других.
Памятник увековечил память о Екатерине II, он позволил в бронзе воплотить грандиозность личности императрицы, ее размах, ее величие. Мимо памятника пройти невозможно, это одно из самых посещаемых мест Петербурга. Памятник Микешина стал воплощением не только образа самой Екатерины Великой, но и духа всей екатерининской эпохи.