Удивительно насколько большим может быть влияние одного человек на развитие архитектуры, один творческий, одаренный мастер может основать стиль, который распространится далеко за пределы его родины. Одним из таких мастеров был Андреа Палладио - родоначальник палладианизма.
Андреа Палладио
Андреа родился в ноябре 1508 года в Падуе. Его отец был мельником и носил фамилию Пьетро. Андреа Пьетро делает свои первые шаги в архитектуре в родном городе, он поступает учеником в камнерезную мастерскую, которая славилась трудными условиями работы. Он предпринял две попытки к бегству и лишь вторая оказалась удачной, Андреа переезжает в Виченцу, где устраивается подмастерьем в скульптурную мастерскую. По рекомендации владельца мастерской Андреа принимают в гильдию каменщиков.
Архитектуру Андреа начинает изучать после знакомства с Дж. Триссино, он же убеждает Андреа сменить фамилию на Палладио вместо Пьетро, объясняя это связью с Афиной Палладой, греческой покровительницей искусств. На обучение Палладио отправляется в Рим, а по возвращению выполняет первые заказы для Триссино.
В 1558 году Палладио переезжает в Венецию, где возводит несколько церквей, дворцы и виллы, постройки для знати. Из своих римских поездок Палладио вернулся вдохновленным античной архитектурой, при этом он тонко чувствовал венецианскую архитектуру и смог соединить два этих компонента в своем творчестве. Палладио сделал перевод трактата «Десять книг по архитектуре», снабдив его своими рисунками. Свои идеи он излагает в четырех книгах по архитектуре, где развивает концепцию канона древнеримских ордеров по Витрувию.
В работах Палладио теоретики архитектуры отмечают ясность пропорций и принцип чистоты. Его любимым приемом был тематический коллаж, в котором произвольно соединялись в одну композицию несколько разнохарактерных мотивов. Так появились на свет его:
- палладиево окно;
- палладиева лоджия.
Палладио удалось создать собственную версию классицизма, которая получила название палладианство или палладианизм.
Палладианизм XVIII века в Англии
В основе палладианства лежит строгое следование симметрии, учет перспективы и применение принципов классической храмовой архитектуры античности.
Палладианизм в Англии был внедрен Иниго Джонсом (1573-1652), который привез на родину из своей зарубежной поездки рисунки Палладио. Вновь интерес к палладианизму возник в начале 18 века, он был введен в моду усилиями лорда Берлингтона (1694-1753) и Уильяма Кента. Неопалладианизм или новопалладианский стиль проявились в жилищном строительстве. Первым проектом в этом стиле является дом самого лорда Берлингтона, который был перестроен по его указу в палладианском стиле. Этот стиль лорд Берлингтон увидел в свей поездке по Италии, в Виченце. В Италии Берлингтон познакомился в Уильямом Кентом и вместе с ним продолжил свои изыскания, изучая рукописи и проекты Палладио, а также наследие Иниго Джонса, первого представителя палладианства в Англии.
Архитектор Колин Кемпбелл, которому было поручена реконструкция дома, подготовил архитектурный трактат о британском Витрувии – Иниго Джонсе, о Палладио и античном Риме. Это издание пользовалось популярностью у владельцев загородных поместий и идеи палладианства широко распространились. Собственные работы Кэмпбелла также были приведены в книге, они сыграли свою роль в становлении палладианизма.
В результате было возведено несколько проектов, среди которых стоит упомянуть:
- замок Мируорт Касл в Кенте, его строительство началось в 1723 и продлилось 2 года. Это почти точная копия виллы А. Палладио «Ротонда»;
- Чисвик Хаус в Лондоне, который представляет собой «сборник цитат» из проектов Палладио, его архитектором является лорд Берлингтон, помощь ему оказывал Уильям Кент;
- здание Казначейства в Лондоне, 1734 год.
Рисунок 1. Чисвик Хаус в Лондоне. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Вилла Чиквик-Хаус должна была вместить античную коллекцию лорда, поэтому в ней не было столовой и спальни. Ворота для виллы были переносны из Челси, это были те ворота, которые спроектировал Иниго Джонс в 1621 году.
Вилла - это прибрежный или загородный индивидуальный жилой дом, часто в классическом римском и итальянском стиле, как правило, предназначенный для сезонного проживания.
Палладианизм и идеи Палладио намного лет пережили самого автора, найдя отражение в сотнях проектов по всему миру. История архитектуры циклична, мы вновь возвращаемся к истокам, к античности, к простым формам и пропорциям, найденным тысячелетия назад, возможно нас ждет новый расцвет палладианства на волне интереса к античности.