Крупные города привлекают все больше и больше жителей, суля им высокий уровень жизни, качественный сервис, развитую инфраструктуру и море возможностей, которые открываются на каждом шагу.
Урбанизация – процесс, при котором увеличивается доля городских жителей и уменьшается доля сельских жителей. В настоящее время больше половины населения Земли проживает в городах, и эта цифра постоянно растет. Уровень урбанизации различается в разных городах и странах.
Структура города
Разговоры о городе в академической, научной среде не утихают уже несколько веков, ученые ищут новые способы описать такой сложный, многокомпонентный, динамический объект как город. Мы можем сравнить город с организмом, и улицы его будут похожи на сосуды, которые снабжают все тело, его здания будут похожи на скелет, который составляет основу его структуры, и он так же, как и любой организм, растет и крепнет, болеет и стареет. Но подобное сравнение не может полностью соответствовать городской структуре, хотя многие аналогии вполне оправданы. С другой стороны, мы можем постараться представить город как набор элементов, перечислив все, что имеет к нему отношение (люди, здания, достопримечательности). Но подобный подход предполагает, что город - это некий изолированный объект, возникают вопросы о том, где заканчиваются его границы и как учесть влияние на него других городов, стран и акторов.
Мы можем говорить о городе как о некоем универсальном идеализированном объекте, хотя и будем помнить о том, что каждый город уникален и двух идентичных городов нет.
В большинстве случаев города имеют схожую структуру, которая состоит из:
- жилых зон, которые называют спальными районами;
- промышленных зон, где располагаются производственные и технические объекты;
- зон размещения объектов социального и коммунального обслуживания;
- зон размещения инфраструктурных объектов.
В зависимости от множества факторов, к которым относятся месторасположение города, его история, геологические особенности, применяются различные типы планировок:
- радиально-концентрическая, свойственна самым старым городам, в центре города находится центральная площадь, здание администрации, от них кольцами расходятся улицы. Концентрические кольца наиболее выражены вокруг центральной части, где выступают не только в качестве улиц, но и отделяют один район от другого. К примеру, в Москве мы можем наблюдать именно этот тип планировки;
- линейная, часто встречается в прибрежных городах, вытянутых вдоль реки, моря, океана. Главная улица доминирует над остальными и по ней организовано все городское движение;
- решетчато-сетевой тип планировки разработан для созданий равномерного развития города во всех направлениях. Участок для будущей застройки разбивается на сектора, прямоугольная сетка улиц напоминает решетку;
- лучевая схема используется для придания особого значения центральной части города, от которой лучами расходится веер улиц. Этот тип планировки задает и определенное направление городского развития.
Рисунок 1. Планировочная структура города. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Компактные, расчленённые и рассредоточенные города
Используя другу классификацию мы можем выделить 3 вида городских планировок. Компактная планировка понимается как самая удобная для жителей, потому что все функциональные зоны размещаются в едином периметре, а значит они легкодоступны, горожанам не приходится тратить большое количество времени на поездки в транспорте.
Расчлененной называют планировку, которая разделена реками или железными дорогами на несколько частей. Многие города строились у воды, которая обеспечивала городское развитие, хозяйственно - бытовые, а позже и промышленные нужды, но расчлененная городская планировка наблюдается тогда, когда река настолько широка, что две части, на которые она разделяет город живут отдельной жизнью. И наоборот, если через реку перекинуто множество мостов, которые позволяют беспрепятственно перемещаться из одной части города в другую, то это будет компактный тип планировки.
Рассредоточенная планировочная структура наблюдается в том случае, когда город состоит из нескольких образований, находящихся на расстоянии друг от друга и связанных сетью дорог.
С течением времени тип планировки города может меняться, к примеру до 16 века на Москве-реке не было постоянных мостов и структура Москвы была расчлененной, сегодня с развитием транспорта (автомобильные дороги, трамваи, электробусы, метрополитен) позволяет отнести планировочную структуру Москвы к компактному типу.
Планировочная структура города во многих смыслах влияет на его развитие и его жителей. Чем более компактная городская структура, тем более эффективен и сам город.