Влияние западных образцов архитектуры
В современной архитектуре Японии органично сочетаются национальные традиции и новые технологии. Под национальными традициями следует понимать стремление отразить некоторые религиозные воззрения (путь буддизма и синтоизма), а также некоторые конструкционные основы традиционных японских домов. Новые технологии в архитектуре Японии – это не только новшества в науке и технике, но и некоторые западные веяние в строительной отрасли.
Особенно сильно влияние западных архитектурных стилей на японскую архитектуру отразилось в XX веке, когда после открытия страны в 1868 году началась сильная интеграция европейских ценностей во всех сферах жизни Японии. Здесь побывали такие знаменитые архитекторы, как:
- Ле Корбюзье;
- Фрэнк Ллойд Райт;
- Вальтер Гропиус.
Примечательно, что японские архитекторы со временем начали «обтачивать» некоторые европейские строительные принципы на свой манер. В особенности это проявляется на современных объектах Японии.
Основными задачами японской архитектуры был поиск новых архитектурных форм, а также проблема их интеграции в окружающую среду.
Сегодня для архитекторов Японии еще более актуальной стала проблема повышения функциональности и полезности помещений на фоне увеличивающейся численности населения.
Особенности японской архитектуры
В XXI веке японские архитекторы стараются создавать комфортное жилье. Одним из обязательных условий в проектировании является внедрение строящегося объекта в окружающее пространство, будь то город или небольшое поселение. В этой связи может показаться, что окружающие здания, в особенности в спальных районах городов, унылые или странные. Этот аспект в японской архитектуре связан с трепетным отношением японцев к личному пространству. Для них дом является отдельным миром, закрытым от остальных. Жильцы городов чувствуют себя в безопасности и комфорте, находясь внутри таких сооружений.
Фасад японских сооружений нередко выглядит, как минималистичная железобетонная коробка, однако внутри здания обычно воссоздается светлое помещение, свободное пространство или традиционные японские сады.
Если говорить о планировке частных домов в непосредственной близости от города, то можно сказать, что такой типичный объект имеет площадь порядка 40 квадратных метров. Что же касается деревенской архитектуры, то там дома имеют гораздо большую площадь.
Исторически сложилось, что японцы давно привыкли уживаться даже несколькими поколениями на весьма небольшой площади. В этой связи возникла тенденция высотного строительства в японских городах, которая в некоторой степени компенсирует малогабаритность отдельных помещений.
Сфера строительства «маленьких домов» начала развиваться во многом благодаря архитектору Кензо Кума. В своих проектах он даже в современных условиях стремится применять натуральное дерево, фанеру и стекло.
Примеры современных домов Японии
На примере некоторых современных зданий в Токио также можно проиллюстрировать некоторые особенности японской архитектуры.
Дом на улице Нака-Икэгами, возведенный в 2000 году. Его архитектором является Томоюки Ицуми. Внешний вид здания практически не выделяется на фоне остальных объектов, создается впечатление, что он будто «вписан» в окружающий архитектурный ансамбль. По задумке архитектора здание своим внешним видом напоминает склад. Площадь дома 44 квадратных метра. Цветовая гамма помещений выполнена в белых тонах, что визуально расширяет пространство. На первом этаже сооружения предусмотрен гараж, а также детская комната и ванная. На втором располагаются кухня-столовая, третий занимает спальня хозяев. Внутри здания архитектор предусмотрел множество зон для хранения, ведь на такой маленькой площади лишние вещи не должны занимать проходы;
Дом Патио, 2011. Данное здание было запроектировано архитектурным бюро Yaita and Associates. В плане дом имеет широкую и вытянутую форму, его площадь 80 квадратных метров. По желанию заказчика жилое здание не должно было привлекать внимание, должно стать закрытым ото всех. Внутреннее пространство задумывалось, как оплот семьи, место для отдыха. Нижняя часть здания является постаментом для выступающего второго этажа. Здание имеет цокольный этаж, уровнем выше предусмотрено место для стоянки автомобиля. Внешне этот дом напоминает гриб, из-за большого объема второго этажа в сравнении с первым. Первый этаж является камерным, здесь расположены спальня и ванная комната. Общей планировкой предусмотрен внутренний двор. Наружная сторона фасада отделана металлическим панелями, а с внутренней стороны закреплены стеклянные раздвижные конструкции. В пространстве между первым и вторым этажом расположена небольшая чайная комната в японском стиле. На втором этаже – гостиная, столовая и кухня;
Рисунок 1. Патио. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Ако Дом, 2005. Здание находится на улице Сэтагая. Над его проектированием и возведением работала группа архитекторов из Atelier Bow-Wow. Площадь застройки этого частного сооружения составляет всего 35 квадратных метров, она вписывается в угол между другими домами и дорогой. Основным конструкционным материалом в этом проекте является дерево. Архитекторы реализовали нестандартный подход к трехэтажному строению. В плане здание состоит из многочисленных блоков, составляющих единый объем. Лестница также разделена на сегменты, ее расположили вдоль наружной стены от самого входа до террасы на крыше, тем самым получилось связать все пять уровней здания при помощи одной конструкции. На первом этаже дома расположены кабинет, гараж, домашняя библиотека и ванная комната. На втором этаже – кухня-столовая, на третьем – спальня и терраса. Внешнее и внутреннее декорирование выполнено в стиле минимализм. Внутренние пространства получилось расширить благодаря широким окнам, которые обеспечивают большим количеством света все помещения. Благоприятному освещению способствует также открытая терраса на крыше.
Рисунок 2. Ако Дом снаружи. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ