Исторические особенности архитектуры Японии
Японская традиционная архитектура многое восприняла от китайской. Из Китая в Японию пришли многие важные явления и идеи в различных областях культуры – буддизм, чайные церемонии, пейзажные парки. Тем не менее, традиционная культура Японии – неповторимое и высокохудожественное явление.
Тонкое чувство прекрасного и склонность к ассоциативному мышлению способствовали созданию синтеза искусств, сложению целостных художественных ансамблей, подчиненных единой образной системе.
Сочетание простоты и изысканности характерно для японского искусства – как для древнего, так и для лучших образцов современного.
В отличие от Китая здесь не любили яркие краски. Сдержанная, порой почти монохромная цветовая гамма определяет решение архитектурных ансамблей и их интерьеров.
Японские архитекторы избегают дробных деталей, у них велико внимание к нюансам – к фактуре материалов, к выразительности линий и ритмов и даже пустого пространства. Через осмысление всего этого зритель должен был прийти к постижению философских идей глобального характера. Это черта, присущая философии многих культур Средневековья.
Японская архитектура пребывает в тесном взаимодействии с природой и гармонично вписывается в ландшафт. Это выражается в выявлении естественных свойств материалов, в композиционных решениях, а также в широком использовании открытых террас и подъемных решеток, позволяющих «впускать» пространство внутрь здания. Ранее в интерьере использовали раздвижные стены – фусума, с помощью которых можно было изменять размеры помещения. В японской архитектуре все очень рационально и эмоционально одновременно.
Если привлекательность китайской архитектуры скорее заключена в богатом декоре и красочности, то японской – в лаконичности, строгости форм, изысканной графике строгих линий, тонких градациях оттенков, атмосфере тишины и сосредоточенности.
Японское искусство – один из высоких образцов синтеза различных искусств. Ярким примером могут служить чайные домики (тясицу) для проведения чайной церемонии. Здесь до мелочей продумывалось, как будут связаны друг с другом текст на свитке и икебана, размещенные в нише-токонома, керамика для чаепития, погода и время года за окном, тема бесед. То есть живопись, поэзия, декоративно-прикладное искусство, архитектура и сама церемония составляли единое философски и художественно осмысленное целое. В архитектуре чайных домиков имитировались простота и безыскусность сельского жилища, а в самой церемонии звучала тема равенства.
Созерцание различных природных объектов и явлений – важный мотив в японской поэзии и живописи.
Архитектурные традиции и архитекторы Японии
Архитектурные традиции Японии в национальном аспекте имеет сравнительно небольшой опыт. Существованию национальной архитектурной школы Японии отводится около 100 лет.
Основными строительными материалами, которые используются в современной архитектуре страны, и по сей день остаются дерево и бумага. Большая часть жилых домов (а это более 50%) построена на основе конструкций из дерева. Великими специалистами, проявляющими высокое мастерство в современной архитектуре, являются:
- Кэнго Кума (консоль Музея деревянного моста или павильон Сани Хиллс в Токио),
- Тайра Нисидзава – автор и создатель решетки в спортзале в Томоти, здания церкви Сунн Пу, крыша которого имеет многослойную поверхность из необработанных деревянных щеп.
- Шигеру Бан – известен современности как создатель уникальных бумажных конструкций, самых недорогих и экологичных.
- Тойо Ито – современный японский архитектор, использующий в своем творчестве технологичные материалы (железобетон, стекло, пластик). Ему принадлежат такие архитектурные творения как здание Torres Porta Fira (Барселона, Испания), библиотеку Университет Тама (Токио) и Медиатеку в городе Сэндай (Япония), коммерческий центр Mikimoto House (Токио).
Рисунок 1. Центр Mikimoto House. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Основной приоритет и главная цель архитекторов XXI века отдана уникальности архитектурных форм и конструкций с одновременным гармоничным сочетанием с окружающей средой и людьми.
Самые необычные и яркие архитектурные шедевры современной Японии
«Дом-занавес» в Токио (Шигеру Бан, 1995). Огромный занавес шириной в 7 м растянут по периметру фасада здания задуман как препятствие проникновению солнечных лучей.
Рисунок 2. «Дом-занавес» в Токио. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Дом Hansha Reflection в Нагое. Здание является воплощением жизненных традиций и философии японцев, отражает окружающую среду и гармонирует с ней.
Жилой дом House Na в Токио, созданный японским архитектором Су Фудзимото подобно ветвям дерева. Необычная многоуровневая конструкция, состоящая из открытых пространств.
Школа из стекла в Канагаве, спроектированная японским дизайнером Джунией Ишигами. Стеклянная школа является филиалом технологического института Канагавы. Основная идея – создание среды для свободы образовательного процесса.
Дом – замочная скважина в Киото построен в L-образной форме, напоминающей замочную скважину. На главном фасаде отсутствуют окна, что не лишает жильцов и гостей дома чувства комфорта.
Небоскреб в форме гигантского кокона Mode Gakuen Cocoon в Токио является одним из самых высоких образовательных учреждений мира после МГУ, филиал известной школы моды Mode Gakuen University, высотой 204 м.
Жилой дом MON Factory в Киото. В стенах здания расположены круглые отверстия, позволяющие свету приобретать иллюзию движения.
Дом-капсула «Накагин» в Токио, принадлежащий творчеству архитектора Кисе Курокава, стал общепризнанным шедевром, внешне представляющим собой гору из стиральных машин, а внутри – небольшие квартиры-капсулы.
Развлекательный комплекс «Оазис 21» в Нагое украшает огромная овальная крыша, заполненная водой, что позволяет снизить температуру внутри развлекательного центра.
Жилой дом «Отражение кристалла» архитектора Ясухиро Ямасито, которому удалось одновременно сочетать компактную парковку для автомобилей с прекрасным видом из окон.
Музей Науки в Нагое - внушительная сфера диаметром 35 м с самым большим в мире планетарием, и тремя корпусами.
Башня-спираль филиала института моды Mode Gakuen – очень изящное и красивое 170 метровое здание.
Церковь «Храм Света» в Осаке архитектора Тадао Андо знаменита необычнейшим световым эффектом, который обеспечивается нишами и отверстиями по всему зданию.
Фруктовый музей и парк в Яманаси Итсуко Хасегава, представляющий собой три здания, покрытых стеклянной оболочкой, которая символизирует «фрукты» - плоды духовности, ума и похоти.
Среди современных архитектурных шедевров Японии также Бумажная церковь в Кобе, кондитерский магазин SunnyHills at Minami-Aoyama в Токио, Медиатека в Сендае, здание итальянского Дома моды Tod's Omotesando в Токио, небоскреб Skytree в Токио.
Японская архитектура активно развивается, преподнося нам новые сюрпризы.