Исламская архитектура
Исламская архитектура – это сочетание различных архитектурных стилей, развивающихся из ислама, как социального и политического явления.
Следует заметить, что к исламской архитектуре относятся как религиозные, так и светские сооружения. Исламская архитектура включает в себя архитектурные стили, относящиеся к раннеисламской культуре, а также к современной культуре мусульманских стран.
Архитектурный стиль возник в VII веке нашей эры на Ближнем Востоке и процветал в период Средневековья. В это же время он распространился в Северную Африку, Малую Азию и Испанию, Индию и Иран. В современности мечети в исламском стиле строятся на всех местах проживания мусульман по всему миру.
Рисунок 1. Дворец Альгамбра. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Первая в мире мечеть была построена после хиджры пророка Мухаммеда. Впоследствии мечети возводились в городах, которые были завоеваны мусульманами. После завоевания Мекки в каждой мечети начали строиться михрабы (специальные ниши, указывающие киблу – направление к Каабе).
Мечеть представляет собой богослужебное сооружение. С период Средневековья помимо религиозных функций мечеть наделялась еще и социальными. Здесь осуществлялось обучение студентов, различные собрания, давался приют странникам.
В исламскую архитектуру включают ряд стилей:
- персидский архитектурный стиль;
- мавританский архитектурный стиль;
- османский архитектурный стиль;
- среднеазиатский стиль;
- татарская архитектура.
Искусство в Исламе
Период исламского искусства и архитектуры, пожалуй, является одним из самых процветающих исторических этапов и одним из самых ценных достижений человечества в области искусства. Нередко специалисты включают в исламское искусство архитектуру и прочие виды искусств, например, живопись, каллиграфию или изготовление керамических изделий.
Исламское искусство, а в особенности и исламская архитектура основывается на пяти основных аспектах:
- удобство и комфортность для эксплуатации;
- самодостаточность;
- отказ от нерациональных действий;
- применение принципа пропорций;
- применение принципа интроверсии.
Следует заметить, что исламское искусство – это не искусство, относящееся только лишь к канонам ислама. Термин «исламское» в данном случае имеет отношение не только к религиозным нормам, но и к богатой и разнообразной культуре народа, проживающего на землях, где распространен ислам.
Рисунок 2. Исламская архитектура. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Исламское искусство в большей мере состоит из светских фрагментов, которые не запрещены богословами. Помимо этого, часть положений искусства, которые появились под влиянием территориальных факторов и местной культурной составляющей, также являются исламским искусством.
Надо сказать, что одним из самых ярких примеров исламского искусства является архитектура. В большей мере это мечети, которые имеют четыре террасы и колонны. В этих величественных сооружениях отчетливо прослеживается влияние других культур, развивающихся внутри исламской цивилизации. Например, во внешнем виде мечетей Северной Африки, исламской Испании, во дворце Альгамбра в Гранаде или в мечети в Кордове можно найти архитектурные элементы римского и византийского искусства.
Расписные купола, являющиеся неотъемлемой частью исламской архитектуры, всегда притягивали к себе большое внимание. Один из самых известных куполов исламской архитектуры – купол Тадж Махала. Он относится к иранскому архитектурному стилю (XVII век нашей эры). В конце XIX века произошло комбинирование исламских куполов с западной архитектурой.
Мусульмане-сунниты, представляющие наиболее ортодоксальное течение, требовали неукоснительного соблюдения запрета изображения человека и животных. Они развивали философию и поэзию. Шииты обходили запреты и создавали неповторимую школу живописи и книжной миниатюры. Они применяли персидские традиции в искусстве. При этом сюжетные мотивы в изображениях отвергались, а орнаменты были переработаны в уникальные исламские узоры. Из Византийской культуры мусульманские специалисты заимствовали вышивку «волоченым золотом» и принцип украшения тканей на основе мотивов с барсами и грифонами.
Орнаментальные арабские завитки сочетались с аятами (краткими фразами, строками из Корана и пр.). Аяты вырезались на каменных изделиях и майоликовых плитках.
Влияние мусульманского искусства на христианскую архитектуру
На запад влияние исламской архитектуры шло по двум направлениям: через Константинополь и к берегам Африки. Константинопольское направление связано с XII веком нашей эры и проходит через Малую Азию.
Наиболее интересное течение идет вдоль берегов Франции. Оно обходит сначала Сирию и Египет, затем охватывает Испанию. На своем пути оно заносит в области берберов, граничащие с Сахарой, весьма самобытный тип мечети.
Что касается Франции, то сюда исламское искусство попадает через Испанию и по Роне. Район Роны является областью распространения зданий с чисто иранским куполом на парусах, который резко отличается от византийского купола. Влияние азиатской архитектуры также вполне ощутимо, поскольку иранские приемы закрепились во Франции в тот момент, когда распространялась романская архитектура.
Исламская архитектура характеризуется такими элементами, как:
- большие купола;
- минарет;
- михраб;
- применение ярких цветов в декоре;
- пештак (портал).