Особенности индийской храмовой архитектуры
Индийские храмовые комплексы отличаются своей монументальностью и одновременно легкостью. В традиционных индийских храмах нашли отражение национальное мировоззрение Индии, философия и даже музыкальность индийского народа.
Архитектура индийских храмов поражает людей своей тонкой гармонией с окружающим миром, обилием мелких украшений, а также своей внушительностью.
На протяжении восьми столетий в Индии сохраняются и свято чтутся священные правила строительства храмов: большие и малые религиозные сооружения не зависимо от места строительства имеют единую планировку. Основной священный зал сооружения, называемый гарбхагриха, имеет единственный вход. В данном зале располагается главная священная реликвия – статуя Господа Шивы.
Крыша данного сооружения всегда имеет форму купола либо шатра, больше напоминающего шпиль и носящего название вимана, что в переводе означает «царской чертог».
Вокруг сакрального места как правило строится специальная галерея, прадакшина патха, которая предназначена для перемещения посетителей. Делается это из следующих соображений: посетители должны обойти божество по кругу. Далее располагается небольшой коридор, называемый мукхамандапа, в котором хранятся предметы культа и подношения. Место для совершения паломниками различных обрядов называется мандапа.
Пьедестал для жертвенных приношений называется балипитха. Его можно узнать в любое время по остаткам приношений, красному порошку – куркуме, рису, желтой сандаловой пасте и цветам. В древности кровавые жертвы приносились верующими гораздо чаще, чем сейчас, поэтому облик жертвенника мог претерпеть некоторые изменения.
В ограде храма могут находиться несколько небольших храмов или святынь, которые связываются с главным зданием.
Рисунок 1. Храм Кайласанатха. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Во дворе индийских храмов обычно устанавливаются флагштоки и статуи животных тех богов, в честь которых выстроено данное сооружение (например, у бога Шивы – бык). Помимо прочего во дворе, как правило, располагается алтарь для жертвоприношений, обычно его размещают по той же линии, что и главные ворота храма. Нередко храм ограждается стеной с небольшими башнями, где располагают дополнительные проходы или святыни других богов. Стоит отметить, что даже современные индийские храмы строятся в соответствии с установленными канонами, которые обязательны к соблюдению.
План индийского храма очень символичен. В горизонтальной проекции святилище (гарбхагриха) напоминает голову и ноги божества. Другие части храмового комплекса напоминают иные части тела. Так, маленькое помещение перед святилищем олицетворяет нос, проход, приводящий в мандапу – шею и т.д.
Изображения в индийских храмах делятся на три группы в зависимости от основных деноминаций индуизма:
- шиваитская;
- шактистская;
- вишнуитская.
Ранние изображения богов обычно были изготовлены из каменных материалов и устанавливались на постоянной основе. В современности они делаются из металлов (например, бронзы) и используются в процессиях по праздникам, а также для омовения.
Изображения в индийских храмах могут быть в трех положения: стоящем, сидящем и лежащем. Специфический аспект божества, который представляется в изображении нередко подчеркивается определенным положением рук или пальцев, положением ног или определенными символами. Помимо прочего поза лотоса и положение, принимаемое человеком во время медитации являются самыми популярными.
Рисунок 2. Храмовый комплекс Кхаджурахо. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Надо сказать, что значительные расовые, климатические и культурные различия между северными равнинами, Гималайскими предгорьями и южными территориями сформировали в Индии несколько архитектурных стилей храмового зодчества.
Древние источники классифицируют индийские храмы на три стиля – северный стиль (Нагара), южный стиль (Дравида) и гибридный стиль (Весара). Для южного стиля храмовой архитектуры характерен внешний облик главного здания в виде ступенчатой пирамиды, для северных храмов он имеет очертания параболы с приплюснутым кольцом. В некоторых периферийных областях страны развивались региональные архитектурные стили, относящиеся к гибридным. Но безусловно большинство храмов Индии построено в стиле Нагара либо Дравида
Строительные материалы и строение храмов
В качестве строительного материала индийских храмов обычно использовались материалы, имеющиеся в данной местности. Так, на севере страны чаще строили из кирпича, камня и дерева, а ни юге – из дерева и самана, позднее стали повсеместно использовать известняк. В Индии существуют так называемые «пещерные храмы», которые вырубались прямо в горной породе.
На сегодняшний день в Индии можно увидеть только каменные храмы, поскольку дерево и кирпич - относительно недолговечные материалы. Однако, даже учитывая обстоятельства, в данной стране очень много мест, которые стоит посетить, чтобы своими глазами увидеть красоту храмовых сооружений.
Надо сказать, что в своей основе тип индийского храма практически не изменился с XVI века нашей эры. Строительство храмов на севере и юге Индии подчинялось канонам, описанным в Самхитах, Агамах и другой религиозной литературе. В ней подробно описывается все от выбора места строительства, до ритуала.
Примечательно, что изначально индийские храмы не были предназначены для большого количества верующих, вероятно, этим обусловлен небольшой размер архитектурных памятников на севере страны.
Примеры храмовой архитектуры в Индии
В Индии есть несколько выдающихся храмовых построек, с которыми необходимо ознакомиться.
- Храмовый комплекс Кхаджурахо. Он известен тем, что украшен множеством женских статуй, словно застывших в древнем танце;
- Святыня «Золотой храм» располагается на берегу Ганга. Данное сооружение является единственным в Индии храмом с золотой отделкой. Примечательно, что на украшение святыни ушла почти тонна драгоценного металла;
- Храм Кайласанатха, храм бога Шивы. Сооружение высечено в скале.