Версаль – это дворцово-парковый архитектурный ансамбль во Франции, в прошлом являющийся резиденцией французских королей в одноименном городе.
В настоящем Версаль является центром туризма мирового значения. В качестве главного стиля строения приоритет был отдан классицизму.
Рассмотрим, из каких архитектурных изысков состоит комплекс Версаля.
Версальский дворец
Примером для подражания во всей истории европейской архитектуры является Версальский дворец (Рис. 1). По его образу и подобию было построено огромное множество дворцов и парков по всему миру. В России с Версалем сравнивают Петергоф.
Здание Версальского дворца, парки и сады, оранжереи и фонтаны являются мировым шедевром и памятником архитектуры и искусства XVIII века Европы.
Версаль является домом французских монархов и королевского двора, которые были окружены роскошью, развлекались, создавая вокруг большое количество интриг и тайн Версаля. Основателем традиции становится Людовик XIV.
Версальский дворец является основным строением архитектурного комплекса Версаля. «Королевские ворота», представляющие собой золотую решетку, украшенную королевской атрибутикой, короной и гербом – вход во дворец.
Рисунок 1. Версальский дворец.
Первый этаж здания был предназначен для придворных короля, а второй – для королевской семьи. В северной части комплекса располагаются Большие салоны короля, их семь, а на южной стороне расположены покои женской половины семьи.
Версальский дворец состоит из около 700 комнат и тронного зала для приема гостей, послов и важных персон, который назван Салоном Аполлона. В тронном зале также устраивались балы, театральные спектакли и постановки.
В знаменитом Дворце находятся бесценные произведения искусства, которые в сочетании с необыкновенной красотой парков являют собой один из самых удивительных архитектурных ансамблей мира.
Центральная часть принадлежит проекту Лево (1678-1680), а боковые крылья и отделка здания выполнена Ардуэн-Мансаром. Некоторая монотонность здания оживляется при помощи выступов и колонн.
Нижний этаж создан в виде рустованных арок, окна верхнего этажа высокие в обрамлении пилястрами.
Центральный павильон предназначался исключительно для членов королевской семьи, два боковых крыла – для кровных принцев, а аттик – для придворных.
Первая галерея Исторического музея повествует об эпохе Людовика XIII и Людовика XIV, в нее можно попасть с Королевского двора.
Королевский зал – следующий зал, имеющий овальную форму. Данное помещение было специально спроектировано архитектором Габриелем (1770) в честь празднования свадьбы короля Людовика XIV с Марией Антуанеттой Австрийской.
Следом за второй галереей верхнего этажа следует капелла в честь Св. Людовика Французского (Рис. 2). Данное помещение является шедевром архитектора Ардуэн-Мансара (1699-1710), богато декорировано золотыми и белыми лепками.
Рисунок 2. Капелла в честь Св. Людовика Французского, Версаль.
Творению Ван Клеве принадлежат барельефы на арках и пилястрах. Помещение Салон Геркулеса было построено в 1712 году, а декорировано в 1736 году Робером де Котте.
Зеркальная галерея Версальского дворца
Наибольшей известностью отличается помещение Версальского дворца Зеркальная галерея, которой отводилась важная роль в истории дворцовой жизни, - в галерее проводились самые важные мероприятия королевского двора, пышные балы и роскошные празднества, королевские бракосочетания. Название галерея получила из-за больших зеркал, которые заполняют пространство между 17 большими арочными оконными проемами. Окна выходили на изумительные виды садов и парков Версаля, а зеркала создавали необычайные пространственные и световые эффекты.
Всего в Зеркальной галерее насчитывалось более 350 зеркал. Потолки галереи достигали 11-метровой высоты, длиной 73 метра и ширине 11 метров. Построена галерея в 1687 году, представляет собой шедевр декоративного искусства Лебрюна.
История Версальского дворца помнит время, когда мебель галереи была выполнена из серебра высшей пробы, которую позднее к началу XVIII века переплавили в связи с военными расходами на монеты.
Оружейная площадь и дворы дворца
Оружейная площадь располагается напротив Версальского дворца. От нее начинаются три аллеи, которые поделены двумя зданиями – зданиями Большой и Малой конюшен. В конюшнях размещалось до 2500 лошадей и около 200 единиц карет.
Непосредственно за оградой Версальского дворца располагается один из трех дворов – двор министров. Дворы следуют друг за другом. Во дворе министров стоит скульптура – статуя Людовика XIV.
Второй двор именуется Королевским. Он служил въездом для королевских карет.
Третий двор, именуемый Марбр, стоит в окружении построек здания Людовика III.
Противоположная сторона входа выходит на один из самых красивых фасадов длиной 850 м.
Сады и фонтаны Версаля
Ярчайший образец разбивки французского парка — сады Версальского дворца, которые наряду с Большим и Малым парками занимают площадь более 100 гектаров. Здесь продемонстрировано удачное сочетание вкусов короля, природы и искусства. Автором проекта садов является Ленотром.
Спуск по террасе приводит к фонтану Латоны (1670), украшенному скульптурными фигурами богини Дианы, Аполлона и Латоны. Фигуры расположены на концентрических бассейнах, поставленных пирамидой. Далее от фонтана начинается аллея Тапи-Вер, ведущая к еще одному шедевру - фонтану Аполлона, автором которого стал Туби (1671).
Большой канал (ширина 120 метров) имеет протяженность 1560 метров и ширину 120 метров, заканчиваясь большим бассейном.
Трианоны
Справа от канала располагаются Большой и Малый Трианоны.
Большой Трианон был построен как место для отдыха короля Людовика XIV. В настоящее время Большой Трианон является местом приема глав иностранных государств, поскольку данный дворец был избран резиденцией президента Франции.
Малый Трианон был возведен во времена правления Людовика XV (1762-1768). Дворец был любимым для Марии Антуанетты, позднее Наполеон подарил его своей сестре.
В северной части Версальского дворцового комплекса располагается Деревня Амо, которую построил архитектор Мик (1783-1785). Деревня Амо предназначалась для Марии Антуанетты. Сама Деревня состоит из десятка построек: сторожевой домик, мельница, голубятня и пр., которые создают иллюзию небольшого поселения, среди них выделяется Башня Мальборуг.