Великобритания – страна, хранящая в себе огромное количество сооружений, построенных в разные эпохи, и оформленных совершено разными стилями. Среди строений в Великобритании можно встретить представителей барокко, готики, классицизма, палладианства, неоготики, модернизма, хай-тека, постмодернизма и многих других. Рассмотрим их подробнее.
Доисторические времена
Стоит упомянуть и сооружения древних времён. Самое известное из них – Стоунхендж. Учёные относят эту постройку к периоду неолита. Этой постройке более двух тысяч лет, однако, никто так и не может точно сказать, для чего она предназначалась. Кроме того, на территории Великобритании сохранилось множество гробниц, возрастом превышающих две с половиной тысячи лет.
Рисунок 1. Стоунхендж. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Древнеримская колонизация
В первом тысячелетии до нашей эры на Британских островах поселились кельты. Находки с их времён скудны из-за небольшого числа материалов в их распоряжении. Исследователи относят их к «звериному стилю» в искусстве.
В средине первого века нашей эры на острова высаживаются римляне, начавшие свою экспансию. Однако они встречают ожесточённое сопротивление, из-за чего были вынуждены ограждать захваченные земли каменными и кирпичными стенами. Некоторые из них сохранились и до наших времён, однако, большая часть будет разобрана для строительства католических церквей. Так же к римскому вкладу в британскую архитектуру относят:
- императорский вал;
- остатки римских бань в Лондоне и на курорте Бат;
- кладбища;
- виллы влиятельных римлян.
Раннее средневековье
В пятых – шестых веках нашей эры в Британию прибывают германские племена (англы, саксы, юты и так далее). Постепенно они смешиваются с коренным населением – кельтами. Однако, и их влияние на английскую архитектуру минимально ввиду отсутствия знаний о строительстве больших сооружений. И всё же, при них появляется холл, сооружение продолговатой формы, где могли собираться все работающие члены семьи.
Кроме того, при них начинается христианизация, характеризующаяся строительством простых маленьких церквей. Вместе с этим развивается и декорирование фасадов зданий, которое получит развитие в британской готике чуть позже.
Английская готика
Готическая культура возникает в конце двенадцатого века и просуществует целых четыре столетия. Одной из явных черт готики является очень большое расползание монастырей, включение в их территории полей и дополнительных пристроек. Города же строились плотно. Однако дома сохраняли привычную для Англии вытянутую и не очень широкую форму. Фасады зданий подвергаются активному декорированию с использованием мелких деталей, прослеживаемых и в настоящее время.
Сохранились свидетельства и о том, что в развитие английской готике вложили свой вклад и французы. Именно французские архитекторы начали проектировать английские соборы на готический манер.
Чуть позже начинается негласная гонка: кто нарисует лучший орнамент для размещения на потолке строения. Однако, продлилась она не долго, так как строительство соборов и монастырей начало угасать, а к окрестным территориям, которые раньше занимали поля и монастырские пристройки, начали достраивать торгово-промышленные корпорации, цеховые дома и мелкие мастерские.
Английскую готику делят на три периода:
- ранняя английская (с конца XII в. до середины XIII в.);
- геометрически-криволинейная (с середины XIII в. до середины XIV в.);
- перпендикулярная (с середины XIV в. до XVI в.).
Фахверковая застройка
Для рядового жителя преобладали деревянные дома. Постоянная вырубка лесов привела к тому, что люди были вынуждены обратиться к фахверку. Это метод строительства, при котором деревянной является лишь конструкция, а всё остальное сделано с помощью кирпича, камня или замазочной глины. Англичане даже научились штукатурить такие строения.
В это время в Британии издаётся закон о плотности застройки домов, который запрещал размещать строения слишком близко друг к другу. Создан он был для того, чтобы предотвратить распространение пожара на другие дома в случае его появления. Из-за этого мы можем наблюдать широкие улицы между домами даже в современной Великобритании.
В эпоху Реформации гонимые протестанты прибывают на Британские острова и возобновляют строительство из красного кирпича. Вместе с ними начинается размещение двухэтажных строений.
Краткая эпоха барокко
Исконно европейский стиль барокко имел крайне ограниченный период существования на территории Великобритании. Таким же коротким был и список архитекторов, которые придерживались идеи внедрения барокко:
- Джон Ванбру, архитектор;
- Джеймс Торнхилл, живописец;
- Николас Хоксмур, архитектор, а также помощник Ванбру;
- Иниго Джонс;
- Кристофер Рен.
Свою лепту в него внёс знаменитый проект Уайт-холла, который, к сожалению, так и не был осуществлён. С этим проектом Британия вошла в негласное соревнование европейских монархов по строительству самых больших королевских резиденций. Так, например, Франция имела знаменитый на весь мир Лувр, а в Испанской империи был Эскориал и Буэн Ретиро. Под Уайт-холл отвели участок, равный 11 гектарам земли между парком Сент Джеймс и Темзой. По проекту Иниго Джонса новая резиденция имела прямоугольный план с семью внутренними дворами. Дворовые территории окружались корпусами дворцов, состоящих из трёхчастных блоков. Углы гигантского каре также венчали прямоугольные трёхэтажные башни, которые возвышались над двухэтажными корпусами. Изюминкой был двор с круглой галереей, украшенной парапетом с вазами. Проект стал первым примером ансамбля европейского образца в Британии.
Классицизм XVII века
Позиция, занимаемая классицизмом в английской архитектуре, была куда больше по сравнению с барокко. Основной личностью в распространении этого стиля является Иниго Джонс. Представительница новой королевской династии – Анна – назначает его главным архитектором. Именно Иниго Джонс принёс на Британские острова учение архитектора Палладио.
Рисунок 2. Английский классицизм. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Свою книгу этот архитектор написал ещё в 1570 году. В ней он представляет публике свой архитекторский опыт и рассказывает о качествах и знаниях, необходимых архитектору. Кроме того, он прилагает рисунки античных зданий и их реконструкций. Этот трактат называется «Четыре книги об архитектуре».