Готический стиль в архитектуре Шотландии
В процессе многовековой борьбы за свою независимость формировалась шотландская народность с очень яркой и самобытной культурой. А вместе с ней и ее архитектура.
В шотландской архитектуре, как в народном жилище, так и в замковых, культовых сооружениях, отмечается сочетание живописной композиции с суровой простотой и компактностью.
В 11 веке сформировалось официально единое шотландское королевство, которое было очень тесно связано с Англией. Именно поэтому зодчие Шотландии находились под влиянием норманнской строительной культуры. А уже начиная с 13 века в Шотландии повсеместно распространился готический стиль.
Яркий пример этого – церковь в Эдинбурге в аббатстве Холируд , построенная французскими, шотландскими и фламандскими мастерами. Она имеет готический свод.
При этом в архитектуре Шотландии была особенность - предпочтение в ней отдавалось деревянным перекрытиям над центральным нефом. Эта особенность прослеживается в знаменитом соборе в Глазго. Геральдическим орнаментом украсили архитекторы дубовый потолок в гранитном соборе в Абердине. Самым крупным из культовых готических зданий Шотландии является собор в Сент-Андрусе с очень высоким хором и башней в центре.
Рослинская капелла или по-другому Коллегиальная церковь Святого Мэтью – яркий пример культовой готической архитектуры Шотландии. Данное сооружение относит к позднеготическому периоду. Капелла, созданная в пятнадцатом веке Уильямом Синклером, по-прежнему остается предметом исследований диковинных таинственных символов, которые украшают ее интерьеры, происхождение которых предположительно связано с рыцарями-тамплиерами.
Шотландская самобытность в архитектуре
В конце тринадцатого века в Шотландии начались множественные войны за независимость с англичанами, которые пытались подчинить Шотландию. Именно зарождение национального самосознания поспособствовало выработке самобытных форм шотландской архитектуры церквей. Вместе с суровыми, даже грубоватыми и достаточно низкими сводами получили распространение непопулярные в то время в Англии цилиндрические своды, которые были усилены подпружными арками. В архитектурных сооружениях преобладали:
- невысокие башни;
- широкие восьмигранные или круглые опоры, с базами в форме колоколов;
- геральдический орнамент был раскрашен и позолочен.
Однонефные небольшие приходские церкви в то время строились из тесаного камня и полностью покрывались цилиндрическим сводом. Хор практически всегда отсутствовал, а неф был разделен на два помещения. Но в шестнадцатом веке после реформ данные перегородки убрали, чтобы облегчить проведение проповеди. В больших церквях, например в Стерлинге, Линлитгоу, в Эдинбургском соборе, одному священнику было трудно вести проповедь, и поэтому неф разделяли там глухими стенами поперек на отдельные отсеки.
Крепостная архитектура
В шестнадцатом веке в Шотландии начинает формироваться крепостная архитектура. Именно с этого временного периода Шотландия становится страной замков.
Их массовое появление было спровоцировано частыми вторжениями английских феодалов, а также внутренними распрями воинствующих кланов.
Сформировался и определенный специфический тип шотландских замков, которые представлены вздымающимися от земли глухими, четырехгранными башнями-донжонами, имевшими наверху зубцы, башенки-турели, машикули. Внутри толстых стен как правило была сделана винтовая лестница. Гористый характер местности в Шотландии усиливал неприступность замков.
Постепенно, с прекращением войн замки перестраивались, а оборонные особенности архитектуры были принесены в жертву комфорту. Ликвидировались зубчатые парапеты, плоское покрытие сменяло двускатные кровли, машикули превращались в декоративный карниз. Несмотря на это башни, которые характеризовали величие рода, сохранялись.
С конца пятнадцатого века при замках стали сооружать двухэтажные холлы-дворцы. Постепенно холл становился центром ансамбля, и замок превращался во «дворец с башней». Над верхними этажами выстраиваются ряды круглых или же прямоугольных башенок, создавая баронский стиль силуэтов таких замков, как Келберн, Стюарт, Фрейзер, Килкой и других.
Ренессанс в шотландской архитектуре
В конце пятнадцатого века в архитектуру шотландских замков проникают черты ренессанса. Предположительно, первой постройкой в ренессанском стиле на Британских островах является капелла замка Стерлинг, коорая возводилась по рисункам приехавшего из Италии Кокрена. Очень красивая ренессансная постройка в начале шестнадцатого века появилась в ансамбле знаменитого замка Дерлтон.
Рисунок 1. Замок Дерлтон. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Шотландский дом
В Шотландии можно встретить и множество меньших башен, которые представляют собой остатки укрепленных жилищ овцеводов и горцев. Каменная башня, сложенная на известковом растворе являлась лучшим укрытием в неспокойные времена.
Шотландский дом - здание с толстыми стенами из камня, узкими дверями, маленькими окнами, очень высокими дымовыми трубами. При этом камень домов грубо штукатурили и затем белили. Наличники окон окрашивали очень яркими цветами.
Рисунок 2. Шотландский дом. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
После утраты независимости Шотландией, строительство замков на этой территории прекратилось. Одновременно с утверждением кальвинизма и строительство церквей старого типа прекратилось. Шотландцы-архитекторы Ванбру, Чеймберс, Гиббс, братья Адам практически перестали строительство на родине и предпочли богатую Англию и ее быстрорастущие промышленные центры.
Постепенно строительство сосредоточилось в городах. В горной Шотландии практически все города новые. В городах главная - «высокая» улица являлась центром, в котором располагалась ратуша - «толбут», и иные важные городские сооружения. В обычной городской застройке преимущество отдавалось рваному камню, грубо оштукатуренному и побеленному. Двускатные кровли покрывали соломой, сланцем.
Война за независимость вызвала длительный застой в шотландском искусстве, замедленное развитие городов и ремесел, и как следствие архитектуры.