Под термином «Северное Возрождение» понимают эпоху Возрождения в Северной части Европы или, в более общем понимании, – во всей Европе, за исключением Италии. В каждой европейской стране Возрождение имело свои специфические особенности.
Отличия Северного Возрождения от Итальянского
Развитие гуманистической составляющей светского мировоззрения послужило толчком к развитию итальянского Ренессанса. Причиной этому является то, что культурная и интеллектуальная жизнь в стране основывалась на результатах схоластической науки – нового интереса к античной культуре и проявления самосознания личности. Примечательно, что итальянский Ренессанс практически не повлиял на развитие архитектуры в других европейских странах до второй половины XV века, и лишь только в начале XVI века этот архитектурный стиль стал распространяться в Европе.
Стоит отметить, что идеи религиозного обновления в Северной Европе в это время только начинают зарождаться и активно процветает искусство зрелой готики. В северных государствах Европы меньшее влияние уделялось влиянию античности, архитекторы преимущественно вдохновлялись натурализмом деталей.
Здесь важным идеологическим толчком послужили события Реформации – широкого религиозного и общественно-политического движения в Западной и Центральной Европе XVI-начала XVII веков, которое было направлено на реформы католических устоев в христианстве в соответствии с Библией.
Резюмируя основные аспекты вышеизложенного можно отметить такие отличия Северного Возрождения от Итальянского как:
- развитие элементов светского гуманистического мировоззрения;
- развитие идей религиозного «обновления».
Возрождение в Германии и Франции
В германской архитектуре эпохи Северного Возрождения декор позаимствован от ломбардского и венецианского Раннего Ренессанса. Изначально фасады зданий того времени облицовываются такими элементами, а позже и залы ратуш и церквей заполняются поделками из камня и дерева в античной манере. В наружном и внутреннем декоре большинства зданий этого периода был применен орнамент. В таких городах, как Нюрнберг, Аутсбург и Галле первыми начинают применяться основные принципы Возрождения. Они имеют много общего с традициями готической архитектуры, для них характерна изощренность и вычурность.
Стоит заметить, что во многих сооружениях Германии того времени вообще невозможно четко отделить готику от более поздних направлений в архитектуре. Например, один из самых выдающихся соборов католической церкви в Кёльне (начатый строиться в 1248 году и совершенствуемый по сей день) имеет черты различных архитектурных эпох. А вот северную и восточную части замка Гейдельберг можно охарактеризовать как самые значимые и характерные сооружения времён германского Северного Возрождения.
Рисунок 1. Замок Гейдельберг. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Что же касается Франции, то начало французского Возрождения можно отнести к середине XV века. Это произошло в результате частых походов французских королей в Италию, где правителей знакомили с итальянским искусством. Такие события приводят к тому, что к концу XV века во французской архитектуре прослеживается решительный разрыв с готическими традициями, популярными там ранее. Далее, в течение всего XVI века ренессанс активно распространяется во Франции. К раннему и зрелому Возрождению можно отнести такие знаменитые сооружения, как:
- замок Блуа – одна из любимых резиденций королей;
- замок Шамбор –крупнейшее сооружение Европы эпохи Северного Возрождения;
Рисунок 2. Замок Блуа. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Связь с итальянской готикой
Готическая напряженность в сооружениях Северного Возрождения прослеживается довольно отчетливо. Это придает зданиям Северной Европы неповторимую самобытность и выражается в применении готических традиций вкупе с итальянскими настроениями.
В конце XIV столетия в Бургундии, являвшейся тогда центром рыцарского готического искусства начал проявляться интерес к индивидуальности человека, к его окружению – интерьеру, пейзажу и натюрморту. Такие личности, как Анри Бельшоз, Жан Малуель, Клаус Слютер, будучи художниками и скульпторами подготовили почву для развития реализма в Нидерландах и Франции. В свою очередь художники нидерландского Возрождения, такие как Ян ван Эйк, Робер Кампен, Петрус Сайта, не стремились рационалистическому осознанию общих закономерностей бытия, они были далеки от увлечения античной культурой и научно-теоретических интересов.
Архитектура в Нидерландах, как и в других странах Северного Возрождения в XV веке имела готический вид в традиционных формах, однако поздние заимствования в Италии стоечно-балочной ордерной системы в конечном итоге приводят к выработке самобытного местного стиля, где ордер выступает преимущественно декоративной частью здания. В таком духе строились здания различного назначения – от ратуш до помещений гильдий и жилых домов, имеющих узкие фасады и высокие фронтоны.
Расцвет искусства Северного Возрождения Германии был наиболее драматичным и более кратковременным, чем в других Европейских странах. Здесь с XV века начинают медленно проявляться светские жизнеутверждающие черты в живописи, это можно наблюдать в творчестве Лукаса Мозера и Мартина Шонгауера, которые вобрали в себя влияние как Нидерландов, так и Италии. Немецкое Возрождение характеризуется довольно ярким всплеском творческой энергии в конце V - начале XVI веков. Оно отличается сложным сплетением форм старой и новой архитектуры, национального и итальянского, светского и религиозного, а также идей Реформации и гуманизма.
В целом, религиозные войны, борьба с католической церковью - Реформация, различного рода военные столкновения, революция в Нидерландах, драматическая Столетняя война Франции и Англии, кровавые стычки католиков и протестантов во Франции и прочие катаклизмы той эпохи явно не способствовали становлению ясных и величественных форм Северного Возрождения в искусстве, однако его признаки совершенно четко прослеживаются в европейской архитектуре.