Санкт-Петербург - это город, который выделяется на фоне всех остальных городов России. Первая постройка города – Петропавловская крепость – была заложена еще в начале XVIII века. Изначально Питер задумывался как город, способный конкурировать с европейскими стилями. Идею города вынес Пётр I – известный западник, ровнявшийся на достижения европейской цивилизации. И даже спустя века этот город почти не отступает от своих изначальных идей. Он сумел опробовать на себе очень много стилей, о которых дальше и пойдёт речь.
Петровское барокко
Этот стиль стал венцом Реформации XVI-XVIII веков и был распространён в большинстве западноевропейских стран. Он получил своё отражение и в русской архитектуре. По приглашению Петра I в Россию прибывают архитекторы Франции и Италии, начавшие активно выносить проекты, оформленные в стиле барокко. Так и зародилось это направление у нас. Позднее начинается выделение двух ответвлений – московского и петровского барокко.
Этот стиль существовал примерно между 1703 – 1740 годами. Так же на него оказали огромное влияние голландская и немецкая сдержанная архитектура. Отчасти из-за этого, отчасти из-за того, что шла затяжная Северная война, в России отдавали предпочтение строгим по оформлению зданиям, не имевшим лишнего декора или дополнений.
Ранний (екатерининский) классицизм
Классицизм, пришедший с восточной Европы стал важной частью и без того противоречивого правления Екатерины Великой. Он отличался своей простотой и упорядоченностью, как бы говоря об образованности самой большой европейской страны.
Одним из первых – в 1766 году - был построен дворец, принадлежавший графу К. Г. Разумовскому (на данный момент это Административный корпус РГПУ). В оформлении строения были использованы элементы ионического и коринфского ордеров, барельефы, аркады, однако можно было отчётливо видеть влияние барокко.
Так же можно выделить и так называемый «строгий классицизм». Его так же можно назвать термином «Екатерининский», так как он подпадал под годы правления Великой императрицы (1762-1796). Для этого ответвления классицизма характерно беспрекословное следование классическим архитектурным ордерам, прямоугольной компоновке строений, обширное применение аркад, колоннад фронтонов и портиков. Часто использовались античные скульптуры.
Русский ампир
Русский ампир являлся на тот момент логическим завершением долгого применения классицизма в архитектуре, его так же считают неотчуждаемым витком спирали в истории классицизма в истории Петербурга XVIII-XIX веков. Начало этого стиля принято обозначать 1812-ым годом, а конец – 1830-ым. Изначально ампир зародился во Франции, дабы подчеркнуть общий дух Великой французской революции, неизмеримые амбиции Наполеона Бонапарта и войны, которые уже успели охватить всю Европу. В России этот стиль потребовался в конце XIX века, чтобы прославлять могущество страны-победителя.
Следуя примеру александровского классицизма, возрастает тяга к парадности, мужественности и монументальности. Здания становятся строго симметричными, торжественны. Вместе с этим можно было наблюдать и внедрение милитаристской символики Древнего мира: лавровые венки, доспехи, орлы и так далее. В городе активно строятся декоративные сооружения: колонны и триумфальные арки.
Эклектика
Время эклектики (или же эклектизма) условно ограничивают 1830-1900 годами. Выделяются так же и периоды: «ранняя эклектика» (примерно 1830-1870) и «поздняя эклектика» (1870-1900). По своей сути этот стиль не является самостоятельным, а лишь смешивает различные направления.
В ранней эклектике доминировали романтизм и переосмысленные древние стили: византийский, готический, древнерусский. Архитекторы часто подражают античности, барокко и ренессансу.
Модерн
Появление модерна связывают с 1890-ым годом. Его развитие было стремительным по сравнению с другими стилями. Он часто начал проявляться в особняках, являясь отходом от норм, которые диктовались несовершенством строительных конструкций (упрощённые, прямолинейные формы).
Рисунок 1. Модерн. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Зачастую присутствовала свободная планировка и асимметрия здания, а так же приобретает особую популярность мода на криволинейные силуэты, животный и растительный орнаменты. Фасады, двери и оконные проёмы почти всегда украшались сложными скульптурами. На фасадах вместе с этим часто использовались:
- майолика,
- витражи,
- рустика,
- мозаика,
- металл.
Эти украшения присутствовали и в самом помещении.
Конструктивизм
Изящный модерн не смог выдержать испытания суровой войны и уже после 1914-го года здания в этом стиле в Петербурге не строились. Вместо него в Голландии и Германии возник (под большим влиянием американской архитектуры) эпатирующий и жёсткий функционализм. Он, конечно, быстро приобретает невероятную популярность в Советском Союзе, известном своей строгостью в архитектуре. Однако функционализм получает два ответвления: в Москве возникает рационализм, а в Петрограде конструктивизм.
И рационализм, и конструктивизм можно причислить к той группе стилей, которая всячески пытается отойти от устоявшихся во всём мире канонов. И это как раз подходило молодым нигилистам послереволюционного времени. Ко всему этому прибавлялся и экономический фактор – городской бюджет, который и без того сводил концы с концами, не мог позволить себе особые изыски устоявшихся стилей (в особенности модерна и классицизма).
Рисунок 2. Конструктивизм. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
За основу нового стиля был взят функциональный подход, который провозглшал функциональное содержание зданий выше его формы: всё должно было идти от функциональных задач, которые стояли перед главным лицом любой стройки – архитектором (именно в этом конструктивизм, пускай и неосознанно, был солидарен с модерном).
Так или иначе, именно это привело к ряду интересных пластических архитектурных решений. Проекты в этом стиле отличались друг от друга лаконичностью форм чёткостью, а так же подчёркиванием несущих конструктивных элементов.