Португальская готика
Реконкиста в Португалии завершилась ранее, чем в Испании. И уже в 1080 году португальские графы постепенно начали отвоевывать южные провинции, захваченные маврами. В начале 13 века мавры были изгнаны с территории Португалии, а на освобожденных землях начали интенсивно строить церкви. Именно по этой причине в Португалии не сложилась романская самостоятельная архитектурная школа и, собственно, сам романский стиль серьезно не развивался. Зачатки романского стиля пробивались под сильным натиском романской французской школы и монашеских французских орденов, преимущественно цистерцианского, но он практически сразу же сменился готикой в архитектуре.
Самым ярким и ранним готическим произведением в Португалии является монастырь Санта-Мария, расположенный в Алькобасе. Собор был серьезно реконструирован в конце XVII века – начале XVIII века, его первоначальный готический вид был сильно искажен.
Рисунок 1. Монастырь Санта-Мария. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
В правление короля Бургундской династии Диниша I строительство в готическом стиле продолжалось. В 1383 году в Португалии начинается гражданская война и проходят мятежи крупных феодалов. В 1385 году мятеж был подавлен. После битвы при Алжубарроте завершилась и гражданская война. В честь такого события придворные архитекторы Домингиш и Уге возвели масштабный собор Санта-Мария дэ Виктория в монастыре Баталье в готическом стиле. В отличие от испанской и европейской готики португальский готический стиль обладает рядом особенностей:
- большой пространственный размах в интерьерах;
- во внешних фасадах отсутствует подчеркнутый вертикализм;
- дома приземистые.
Стиль мануэлино
Примечательно, что готическая архитектура в Португалии практически сразу перерождается в национальный стиль эпохи Возрождения. Поэтому очень часто историки спорят, в каком же стиле построен тот или другой архитектурный памятник в стране Португалия. Это относится и к архитектурному комплексу дворца королей в Синтре, называемого португальской Альгамброй. Дворец построен в 15 веке, но в его облике одновременно присутствуют и черты готической архитектуры, и архитектурные элементы эпохи Возрождения. Такое интересное смешение разных архитектурных форм поспособствовало возникновению в конце 15 века в Португалии своеобразного архитектурного стиля, названного по имени короля Мануэла Счастливого - мануэлино.
Данный исторический период был для Португалии эпохой максимального могущества. В стиле мануэлино смешались следующие направления:
- элементы готики;
- мавританский стиль;
- индейское искусство.
Оформление построек базировалось на основе плоской стены, которая очень богато украшалась деталями. В португальской архитектуре ярко виден избыток роскоши. В середине 16 века в Португалию начал проникать итальянский ренессанс.
Самыми яркими образцами архитектурного стиля мануэлино считаются:
- королевский дворец в Синтре;
- внутренний двор монастыря в Баталье;
- пристройка к романской ротонде тамплиеров в монастыре Святого Креста в Томаре;
- башня Св. Винсента;
- монастырь иеронимитов в Белеме;
- усыпальница королей и героев Португалии.
Стиль рококо
В 18 веке архитектурный стиль рококо, пришедший из Франции, начал доминировать в архитектуре Португалии. Но на развитие рококо в этой стране наложило отпечаток мусульманское искусство. Примером является орнамент арабесок.
Это прослеживается в таких сооружениях на севере страны, как церковь Сострадания и церковь кармелитов в Порту, часовня Розария в Виана-ду-Каштелу.
В южной части страны сохранился знаменитый памятник архитектуры в стиле рококо - загородный королевский дворец Келуш. Он был построен в период с 1742 по 1767 годы в окрестностях Лиссабона. Келуш часто именуют португальским Версалем. Дворец построили для короля Педру III из древней династии Каролинг де Браганса. Проект делал придворный архитектор Матеуша Висенте герцога де Оливейры.
Неоклассицизм и помбалино
После серьезного землетрясения в 1755 году в архитектуре южных провинций и городов, стиль рококо уступил место неоклассицизму и специфическому архитектурному стилю Португалии с названием помбалино. Стиль обрел свое интересное название от имени первого министра Португалии маркиза Себастьяна Жозе де Помбала, выдающегося государственного деятеля страны. Он был автором проекта генерального плана города Лиссабон после землетрясения. Для данного стиля характерно повышенное внимание к садово-парковой, а также дворцовой архитектуре. Ярким примеромэтого стиля являются кварталы домов в лиссабонском районе Байша.
Техническая архитектура
Акведук, носящий романтичное название Águas Livres или в переводе - Свободные воды — это одно из необычных архитектурных технических сооружений столицы Португалии. Главной проблемой Лиссабона с самого момента его образования, являлась острая нехватка питьевой воды. Это достаточно странный факт, так как город стоит на реке Тежу. Но в реке вода совсем непригодна для питья. Захват Лиссабона в давние времена был совсем не проблемой, достаточно было только перекрыть подачу в город пресной воды, и жители сдавались даже без боя вследствие жажды. История города насчитывает несколько таких случаев.
Португальский архитектор Франческо де Оландо предложил создать акведук из северо-западного района Амадора. Район выбрали из-за большого количества родников. Но такой проект был слишком грандиозен для того времени. Акведук построили в Лиссабоне только в 18 веке по инициативе правителя того времени Жуана V. Но в это же время велась грандиозная стройка дворца в Мафре и средств на сооружение стратегически важного для столицы сооружения не хватало. Вопрос был решен введением дополнительных налогов на торговлю. Строительство акведука длиной в четырнадцать километров началось в 1731 году и в 1748 году работы были закончены, и вода из источника начала поступать в город.
Рисунок 2. Акведук. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
С появлением акведука, появилась и новая очень престижная профессия — водонос.