Развитие архитектуры в Индии
Зарождение индийской цивилизации приходится на древние времена. За несколько тысячелетий культура самобытной Индии пережила разные периоды. Народ этой страны выражал в искусстве собственные представления о Вселенной. Архитектура в индийской культуре всегда находилась в тесном соседстве со скульптурой . Стены индийских храмов покрывались искусными каменными скульптурами, барельефами. В любом архитектурном произведении на первое место выдвигалась религиозная символика.
Архитектура древней Индии, пережила три основных периода, зависящих от религии, которая господствовала в стране:
- древнебрахманский, который продолжался до 250 года до нашей эры и практически не оставил архитектурных памятников и сооружений;
- буддийский, который продлился следующие тысячу лет, и закончился в 750 году нашей эры;
- новобрахманский, который продолжался до завоевания Индии мусульманами – это начало восемнадцатого века.
В древней Индии большая часть зданий строилась из дерева, именно по этой причине они не сохранились до наших времен. Только в начале нашей эры индийцы в строительстве начали применять камень. Это оказало значительное влияние на религиозную индийскую архитектуру. Начали появляться храмы, пещерные комплексы, ступы – сооружения из камня для хранения священных реликвий.
Древние буддийские храмы
Храмы Карли и Аджанты - это самые впечатляющие пещерные комплексы, которые сохранились до наших времен. Часто вокруг буддийских храмов размещались кельи монахов. Насчитывается около тысячи храмовых пещер в Индии.
Знамениты индийские культовые сооружения, которые высеченные в скалах, например, Чайтья в Карли. Первые чайтьи появились еще в третьем веке до нашей эры во времена царствования Ашоки Маурьи. Это были храмы для молитв, вырубленные в виде длинного зала в скальном массиве. В зале располагались каменные колонны в два ряда, а в самом конце размещалась статуя Будды или ступа. Начиная с пятого века нашей эры, начали строить чайтьи отдельными зданиями. До нашего времени сохранилось только несколько пещерных сооружений. Чайтья в Карли возведена на скалистом склоне холма. В скале вырублено огромное подковообразное окно с целью освещения интерьера внутри пещеры. Внутри убранство Чайтьи в Карли слегка напоминает базилику. Главная пещера - это огромный зал сорока пяти метров в длину и четырнадцать метров в высоту, с колоннами, которые украшены скульптурами мужчин, женщин, львов, слонов, а также классической ступой в конце зала. В молельном же зале можно увидеть сводчатый потолок, а вход арочный.
В пятом веке нашей эры построен также храм в Санчи со ступой. Индуистская ступа – это сооружение интересное с точки зрения архитектуры. С тех пор как индусы начали поклоняться Будде, возникла и потребность в хранилищах реликвий. Изначально строили очень простые холмообразные надгробья с ограждениями. В ограждении делали ворота с четырех сторон, ориентированные на четыре стороны света. Мемориальные ступы возводили в честь буддистских глубоко почитаемых святых. Со временем ступа стала монументальным кирпичным или каменным памятником. Она строилась в форме полусферы - символа миски Будды перевернутой вверх дном, которая святому служила для сбора милостыни. Ступу венчал небольшой павильон. Драгоценности помещали в специальную полость, а доступ к ней открывался только сверху. Постепенно усложняется изначально простая конструкция, появляются архитектурные и скульптурные украшения.
Рисунок 1. Ступа в Санчи. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Ступа в Санчи является одним из древнейших подобных сооружений. Ее высота около 24 метров, а диаметр у основания около 37 метров.
Новобрахманский период
В конце шестого века происходит активное смешение брахманских идей с буддийскими верованиями. В данный период пещерные храмы превращаются в надземные огромные башнеобразные сооружения. Распространяется новый тип храмов – пагода, имеющая вид двухэтажного дома или выше.
Архитекторы опирались на мистические теории, которые придумывали жрецы. Индусы искренне верили, что архитектор посещает небо во сне и вдохновляется прекрасными храмами, орудие для осуществления божественных замыслов.
Переход от пещерной архитектуры к башенной ярко представлен Кайласом в Эллуре. Это вытесанное в скале культовое сооружение имеет как внутреннее пространство, так и наружный объем.
Архитекторы в новобрахманский период предпочитали камень для возведения башнеобразных храмов и очень редко использовали кирпич. Главным сооружением храма данного периода служит одна высокая башня и несколько примыкающих к ней башен низких. При этом внутренне пространство храма достаточно небольшое, практически пещерного вида, а наружное поражает огромными размерами.
Мусульманская архитектура
Во времена распространения в Индии исламской религии в стране строятся архитектурные сооружения мусульманского типа, с порталами, куполами, высокими минаретами. Расцвет мусульманской архитектуры в Индии приходится на 16–17 века. Это время создания на территории Индии государства Великих Моголов. Крепости, мечети, мавзолеи, дворцы возводятся в стране в массовом порядке.
Архитектурный след в истории страны оставило правление Акбара. В период его правления было возведено много архитектурных ансамблей, в частности:
- дворец Акбара;
- крепость в Агре;
- Лал-Кила в Дели.
В Индии в тот период здания строились из красного или темно-желтого камня-песчаника. А вместо скульптуры, которая запрещена в исламе, в декоре активно использовался орнамент и резьба по камню.
В 17 веке, во времена правления Шах-Джахана, в архитектурных сооружениях начали активно использовать мрамор, инкрустирование дорогими камнями. Знаменитый сказочный дворец, Тадж-Махал, был построен как мавзолей для жены этим правителем.
Рисунок 2. Тадж-Махал. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Архитектура древней Индии, преимущественно новобрахманского периода, получила широчайшее распространение в Камбодже, на островах Ява и Цейлон, Сиаме. Но при этом культовые сооружения этих стран значительно отличаются от индийских построек. В них можно проследить влияние индийской архитектуры, но не в такой уж выраженной форме. Это преимущественно вариации на индийскую тему.