Сущность архитектуры Ближнего Востока
Архитектура Ближнего Востока – совокупность разных архитектурных направлений, берущих своё начало из ислама, как социально-культурного и политического явления.
К архитектуре Ближнего Востока относятся как религиозные сооружения, так и светские учреждения и здания. В исламской архитектуре пользуются популярностью раннеисламские направления архитектуры, а также стили, развивающиеся в наши дни под влиянием ислама в других мусульманских странах.
В VII веке на Ближнем востоке появляется свой архитектурный стиль. Он интегрируется в такие страны, как Северная Африка, Испания, Индия, Иран и т.п. в период средневековья. Позже исламская архитектура попадает и в Юго-Восточную Азию. Примечательно, что в наши дни исламские религиозные сооружения, оформленные в строгом соответствии с архитектурой Ближнего Востока, строятся во всех местах проживания мусульман.
Рисунок 1. Мечеть Шах в Исфахане, Иран. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
В настоящее время из общего изобилия архитектурных стилей Ближнего Востока выделяют несколько основных направлений:
- персидская архитектура;
- мавританская архитектура;
- османская архитектура;
- среднеазиатская архитектура;
- татарская архитектура.
Основные особенности архитектуры Ближнего Востока
Применение в подавляющем большинстве зданий Ирана звездообразных и крестообразных изразцов относит архитектуру этой страны к персидской архитектуре.
Мавританский стиль был сформирован под влиянием испанского стиля в Северной Африке. Образованный в VIII веке арабами халифат за 500 лет сократился до крошечного Гранадского эмирата и пал в 1492 году. Надо сказать, что образ жизни испанских мавров разительно отличался от образа жизни их соплеменников в других странах. На это оказали влияние такие факторы, как благодатность климата, плодородность почвы, физические особенности Пиренейского полуострова, а также частые военные столкновения с христианами. Всё это способствовало развитию несколько обособленного, рыцарского мавританского стиля. Здесь можно упомянуть такие здания, как Мескита, Хиральда, Алькасар, Альгамбра.
Мескита, например, задумывалась как мечеть, которая способна будет соперничать со знаменитыми сирийскими и палестинскими святилищами, поэтому при её строительстве было использовано огромное количество античных колонн. Это здание в плане имеет большой четырехугольный двор, который с трех сторон окружен рядами аркад, опирающихся на колонны. Для сравнения – дворец цитадели Альгамбры, являющийся самым характерным сооружением мавританского стиля, имеет полуциркульные арки с приподнятым центром и софитом, как бы изрезанным мелкой гофрировкой. Стены внутри дворца облицованы кафельной мозаикой или цветными изразцами снизу по плечо.
В классический период османской архитектуры очень часто применялась такая конструкция, как купол, похожий на такую же конструкцию собора Святой Софии, но в немного других пропорциях и с отсутствием колоннад. Вкупе с большими окнами эти решения добавили больше света во внутреннюю часть помещений. Помимо прочего, сооружения османской архитектуры, как правило, имели внутренние дворы. Наблюдать сохранившиеся здания этого стиля можно на Балканах, в Тунисе, Алжире и даже некоторых европейских странах.
Среди сооружений, относимых к среднеазиатской архитектуре, есть большое количество всем известных религиозных сооружений, таких как мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави в Казахстане, Тадж-Махал в Индии, гробница Хумаюна в Индии и Джамский минарет в Афганистане.
Для татарской архитектуры в наиболее развитый период ее проявления характерны длинные балконы, опирающиеся на колонны. Множество зданий, построенных в этом стиле можно наблюдать в российском городе Казань. Среди архитектуры этого города, как правило, преобладали деревянные постройки, а также каменные дворцы и мечети с высокими минаретами, в которых хоронили казанских ханов. Такие усыпальницы украшались роскошными камнями и жемчугом. Мечети и дворцы упоминаются в письмах также и за пределами Казани.
В казанском зодчестве характерной чертой является ярусность построек вкупе с резкой ступенчатостью зданий. В целом осталось очень мало сведений об архитектуре ханского периода, так как почти все наземные здания были разрушены. В Казани до взятия ее русскими, существовала восьми-минаретная мечеть, которая имела все шансы стать источником вдохновения для архитекторов московского храма Василия Блаженного на Красной площади в Москве, возведенного как символ победы христианства над исламом. Однако, вопрос, касающийся прообраза куполов храма и по сей день остается открытым, т.к. объективных доказательств этому до сих пор не найдено.
Для стран Ближнего Востока характерными являются также придорожные гостиницы, крытые рынки, общественные бани и другие общественные здания, не носящие религиозный характер. Однако религиозные сооружения с точки зрения архитектуры представляют большую ценность.
Рисунок 2. Тадж-Махал, Индия. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Элементы, свойственные архитектуре Ближнего Востока
Для исламской архитектуры характерны следующие компоненты:
- большие купола;
- отдельно или парно стоящие минареты, с которых верующие призываются на молитву;
- большие внутренние дворы, имеющие правильную и четкую геометрию и спроектированные, как правило, под мусульманский сад;
- применение репетативной архитектуры, в которой используются правильные геометрические узоры и каллиграфические арабские элементы;
- симметричность архитектурных форм;
- многочисленные фонтаны и раковины для ритуальных умываний;
- характерная ниша в стене здания, называемая михрабом, и показывающая своим наличием направление города Мекки;
- применение яркой цветовой гаммы в отделке сооружений;
- внутренняя часть здания, как правило, является более выразительной, чем внешняя;
- сотовый свод – разновидность сводов из множества перегороженных складок в виде ромбических впадин-гексагонов, а также пирамидальных углублений, похожих на восковые пчелиные соты или на сталактиты;
- балкон, называемый машрабией, выгравированный из дерева, либо собранный из мелкоштучных элементов, позволяющий смотреть на улицу, но не быть видным;
- пештак – портал.