Организация строительства автомобильных дорог и аэродромов
Основная часть информации, которая посвящена дорожному строительству относится именно к автомобильным дорогам. Аэродромы принято считать специфическим типом дороги, которая имеет свои особенности и при строительстве, и при эксплуатации, большая же часть литературы посвящена вопросам строительства и эксплуатации автомобильных дорог. Эта дисциплина суммирует знания, полученные студентами в ходе изучения геодезии, геологии, дорожно-строительных материалов, дорожных машин, а также экономики и управления в дорожном хозяйстве.
Основные вопросы, рассматриваемые в дисциплине «Технология и организация дорожного строительства»:
- работы подготовительного периода;
- возведение сооружений дорожного водоотвода, а также водосточно-дренажных система аэродромов;
- ведение разбивочных работ;
- разработка, перемещение и укладка грунтов;
- выполнение работ по уплотнению грунта;
- выполнение отделочных и укрепительных работ;
- особенности производства работ в особых условиях;
- подготовка щебеночных и гравийных оснований;
- возведение оснований из каменных материалов, которые обработаны органическим вяжущим;
- строительство асфальтобетонных оснований;
- строительство сборных и монолитных цементобетонных железобетонных покрытий;
- перестройка дорожных одежд при реконструкции;
- работы по благоустройству;
- производственный контроль;
- мероприятия по охране окружающей среды на период строительства.
Благоустройство – это комплекс строительных работ, связанных с посадкой деревьев, организацией уличного освещения, устройством газонов и т. д.
Рисунок 1. Процесс строительства новой дороги. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Эксплуатация автомобильных дорог и аэродромов
После завершения строительства наступает этап эксплуатации. По акту выполненные работы принимаются, а готовые объекты переходят под ответственность соответствующих структур или частных лиц.
Согласно требованиям при дальнейшей в обязанности эксплуатирующей организации вменяется:
- содержание объектов;
- ремонт.
Каждая из этих статей требует значительных средств, при этом выполнение полного перечня мероприятий по содержанию, позволяет снизить объем более дорогостоящих и трудоемких работ по ремонту. Выделяют 4 основных метод управления дорожным хозяйством, это оперативное, диспетчерское, сетевое и с использованием автоматизированной системы управления.
От качества выполненных строителями работ, от соответствия проектных параметров реальным условиям эксплуатации, от качества содержания зависит то, насколько долго прослужит дорожное полотно. В России время проведения дорожных работ ограничено теплыми месяцами года, на которые планируется большой объем работ, и чем лучше будет качество дорог, тем меньше потребует дополнительных средств на их реконструкцию.
Также стоит обратить внимание на тот факт, что объемы дорожного строительства в России по сравнению с объёмами дорожного строительства в СССР, несравнимо малы, и отрасль требует большего внимания и новых решений. Для кардинального изменения ситуации была принята программа «Дороги России», она нацелена на удовлетворение потребностей, создание качественной улично-дорожной сети, создание условий для безопасной и комфортной езды.
В цели программы «Дороги России» входит увеличение протяженности существующей сети автодорог в 1,3 раза.
Организация дорожных работ требует умения решать множество задач, как организационных, так и технологических. Главными вопросами являются вопросы «как» и «чем» выполнять технологический процесс, наравне с вопросами «когда» и «кто» займется реализацией намеченных планов.
Вопросы строительства и эксплуатации автомобильных дорог и аэродромов активно изучаются сегодня с разных сторон. Новые проекты должны быть обоснованными как с технической, так и с инвестиционной, экономической стороны. Каждая новая дорога, трасса, полоса встраивается в текущую инфраструктуру и становится частью большой сети, это накладывает ограничения, но с другой стороны и предоставляет большие возможности.
Специалисты, которых готовят для работы в этой отрасли, должны одинаково хорошо владеть базовыми техническими знаниями и обладать достаточным уровнем компетенций в части менеджмента, управления и экономики.