Сущность ордера в архитектуре
Архитектурным ордером называют определенный тип композиций, заключающийся в использовании соответствующих элементов и подчиняющийся какой-либо архитектурно-стилевой концепции.
Архитектурный ордер включает в себя систему пропорциональности и регламентирует состав и форму конструктивных элементов сооружения, а также их взаиморасположение.
Ордер является классическим воплощением стоечно-балочной конструкционной системы. Она состоит из вертикальных элементов (колонны или пилястры) и горизонтальных (антаблемент). Такой архитектурный ансамбль конструкций начал использоваться в древнеегипетской и крито-микенской архитектуре. Однако, только лишь в Древней Греции была изобретена и регламентирована строгая система под названием «ордер». Это слово образовано от латинского «ordo», что в переводе означает «строй, порядок». Данный термин впервые упоминается древнеримским архитектором Витрувием в трактате «Десять книг об архитектуре».
Современные специалисты различают пять основных типов ордеров:
- дорический ордер;
- ионический ордер;
- коринфский ордер;
- тосканский ордер;
- композитный ордер.
Первые три композиции возникли в Древней Греции, остальные – в Древнем Риме. Стоит заметить, что коринфский ордер в Древней Греции использовался весьма редко, однако получил широкое распространение в Древнем Риме.
Нередко архитектурным ордером именуют и другие архитектурные композиции, например, гигантский ордер, колонны которого имеют минимум два яруса, а также раскрепованный ордер, в котором колонны воспринимают только часть нагрузки от антаблемента.
Рисунок 1. Античный ордер. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
История появления ордера в архитектуре
Считается, что первым ордером в истории является дорический. Первые упоминания о нем датируются VI веком до нашей эры. Следом за ним получили широкое распространение ионический и коринфский ордеры. В Древнем Риме и Греции подобные конструкции применялись повсеместно. В средние века архитектура античности была временно забыта, но к XV веку интерес к ней снова вернулся. В это время набирает популярность трактат «Десять книг об архитектуре», вероятно, по причине того, что является единственным сохранившимся античным трудом на тот момент. Многие деятели культуры, архитектуры и искусства начали исследовать античность и стандартизировать конструктивные решения.
Характерными чертами классического дорического ордера является колонна без базы, украшенная вертикальными желобками и капитель, служащая органичным завершением колонны в верхней части. Примечательно, что каннелюры (вертикальные продольные желобки на колоннах) в дорическом ордере характеризуются острыми гранями. Примерное количество каннелюр на одной колонне сооружения – 16-20 штук. По материалам, изложенным в книге Витрувия высота колонны должна составлять 14 модулей, равных нижнему радиусу колонны. Высота базы и верхней части колонны должна быть равна одному модулю. Надо сказать, что насчет высоты карниза сооружения у разных авторов книг по античной архитектуре согласия нет: она может принимать любые значения до 1,5 модулей.
Если говорить об ионическом ордере в сравнении с дорическим, то он отличается более лёгкими пропорциями и большим минимализмом декора основных конструктивных элементов. Одной из основных особенностей дорического ордера является способ оформления верхней части колонны. Здесь характерным исполнением для нее является зеркальное расположение двух волют. Примечательно, что ионический ордер считался во времена античности «женским» ордером в связи со своей ярко выделяющейся концепцией утонченности и изысканности форм. Этот ордер возник в VI веке до нашей эры в Ионии у Эгейского моря и получил распространение на территории Древней Греции в V веке до нашей эры.
Надо сказать, что традиция в украшении архитектурных решений вырабатывалась вплоть до XIX века, ведь даже в архитектуре барокко, Возрождения и классицизма непременно заметны такие черты. Классицизм содержал в себе пропорции архитектуры Возрождения, он уходил от извилистых линий барокко и излишней декоративности рококо. В 30-х годах XIX века начали наблюдаться тенденции к возвращению в историзм, который предусматривал полное повторение конструктивных элементов предыдущих веков, нередко включая в себя и элементы разных стилей в архитектуре одного сооружения. Данная композиция получила отдельное название – эклектика. В XIX веке данный подход был подвергнут сомнениям по причине того, что большое количество декоративных элементов не отвечало практическим реалиям.
Рисунок 2. Ордер в Древней Греции. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Структура ордерной архитектуры
В греческом ордере можно выделить ряд ключевых элементов. Основание сооружения в таком стиле называется стереобат, он расположен на верхней части фундамента, немного приподнятом над уровнем нулевой отметки. Верхней частью стереобата называется стилобат. Нередко так называют лишь поверхность ступени, воспринимающей нагрузку от опирающейся на неё колонны. Выше стилобата располагается база, визуально поддерживающая вертикальные опоры в виде колонн, которые служат главным конструктивным элементом всего сооружения. Венчает колонны элемент под названием капитель, состав которого в зависимости от типа ордера может изменяться. Основные элементы капители:
- эхина (круглая подушечка);
- абака (квадратная плита);
- волют (декоративный завиток).
Верхняя часть ордера, называемая антаблементом, является завершающей частью композиции и разделяется на карниз, фриз и архитрав. Карниз представляет собой верхнюю часть антаблемента, над которой обычно располагается кровля. Фризом называют среднюю часть антаблемента, которая располагается между карнизом и архитравом и не воспринимает никаких нагрузок, является лишь декоративной составляющей антаблемента. Архитрав – так называемая главная балка, располагающаяся непосредственно на колонне.