Сущность палладианства
Палладиева архитектура – это стилевое течение в архитектуре, относящееся к периоду раннего классицизма. Данное течение появилось благодаря идеям итальянского архитектора Андреа Палладио (1508 – 1580).
В основе палладианства лежит античное наследие: следование принципам классической религиозной архитектуры Древнего Рима и Древней Греции.
Известно, что Палладио возвышал античную архитектуру. Отсюда и появился его псевдоним, отсылающий к древнегреческой богине Афине Палладе. Практически все здания Андреа Палладио находятся в области Венето, в Венеции и Виченце, последнюю по этой причине нередко называют «городом Палладио». Большая часть построек Палладио представляли собой виллы и церкви (например, церковь Иль Реденторе в Венеции). Научные труды Андреа Палладио, включающие в себя четыре книги об архитектуре основывались на продолжении идей римского инженера Витрувия и его последователей, придерживавшихся в своей работе принципов классической римской архитектуры. Все эти принципы были основаны на точных правилах и геометрических пропорциях.
Рисунок 1. Вилла Капра. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Период творческой деятельности Палладио совпал с кризисом морской торговли, на котором в определенный момент разбогатела Венецианская республика. В этой связи Палладио долгое время изучал традиции сельской итальянской архитектуры. Интересно, что все свои сооружения архитектор создавал с учетом окружающего ландшафта. Если здание было расположено на возвышенности (например, вилла Капра ла Ротонда), Палладио делал все фасады идентичными, чтобы здание с любого ракурса выглядело одинаково хорошо, поэтому все его постройки центричны. Помимо этого, в подобных ситуациях со всех четырех сторон Палладио предусматривал портики, чтобы заказчики могли созерцать свои земли, находясь под защитой от солнца. Эти портики напоминали современные крыльца, которые устраиваются вокруг домов в сельской местности разных стран.
Часто Палладио использовал крытые галереи или лоджии, которые происходили от простых навесов на столбах (эти сооружения также имеют сельское происхождение). Портики утапливались в стене и открывали пространство комнат природной среде. Лоджии нередко размещались и на втором этаже, что визуально создавало двухъярусную композицию. Часто лоджии завершались фронтонами, что подчеркивало их роль в общей композиции здания. На вилле Годи центром фасада является именно лоджия, а не портик. Иногда лоджии в зданиях Палладио формировали углы здания, что придавало композиции особенную живописность, связывало с окружающим миром (Палаццо Кьерикати в Виченце).
Композиция фасадов в палладиевой архитектуре разработана по примеру древнеримских религиозных сооружений. Палладио считал, что жилая древнеримская архитектура образована от древнейших храмов с длинными колоннадами и треугольными фронтонами. Часто палладианские виллы ограничивались лишь тремя этажами. У основания здания располагался рустованный подвал или цокольный этаж, который включал в себя вспомогательные и служебные помещения. Далее шел бельэтаж, попасть на который можно было через внешний проем портика. Он включал в себя главную приемную и спальни. Еще выше располагался так называемый мезонин с жилыми помещениями и дополнительными спальнями. Следует заметить, что пропорции каждый комнаты выбирались с помощью элементарных математических соотношений (например, 3:2, 3:4, 4:5, 5:3). Иррациональные пропорции архитектор не применял. В его научном сборнике нет упоминаний о «золотом сечении», однако, гармония применяемых им пропорций очевидна.
Размеры помещений в палладиевой архитектуре определяются по габаритам одного, принимаемого за модуль. Длина и ширина рассчитываются исходя из кратных соотношений (стандартная схема в «два куба»). Пропорции ордерных деталей осуществляются по принципам прямого угла и параллельных диагоналей. До Палладио архитекторы применяли подобные формулы для зрительной гармонии двусимметричных фасадов, но итальянский архитектор применял их для квадратных и прямоугольных зданий в плане с двумя осями симметрии.
Палладианская архитектура в Англии
Расцвет палладианской архитектуры в Англии пришелся на XVII – XVIII века. Первым наиболее выдающимся палладианцем на севере Европы считается архитектор Иниго Джонс.
Даже в период всеобщего увлечения архитектурой барокко (начало XVIII века) английские специалисты редко отходили от идеала, придуманного Андреа Палладио. Среди приверженцев палладианского стиля наиболее популярной работой тандема Палладио-Скамоцци была вилла Капра близ Виченцы. Английские архитекторы стремились соединить такие палладианские принципы, как: центрическая схема, симметрия фасада, портики с колоннами, зубчатые стены и стрельчатые арки.
В начале XVIII века благодаря трудам лорда Берлингтона и Уильяма Кента стиль палладианства вновь вошел в моду. В данном контексте более правильным будет называть этот стиль неопалладианским. В этот период наиболее выдающимся архитектором считают Роберта Адама. Также в палладианском стиле работали такие архитекторы, как Джон Вэнброу и Колин Кэмпбелл.
К основным чертам английского палладианства можно отнести:
- строгие геометрические формы (круг, квадрат, треугольник);
- симметрия фасадов и всей композиции в целом;
- портики и лоджии, расположенные по центру фасада;
- венецианские окна;
- прямолинейная конструкция кровли;
- гармония сооружения с окружающим ландшафтом.
К середине XVIII века стиль неопалладианства распространился по всей Европе, а шотландские специалисты (например, Чарльз Камерон) были востребованы даже за рубежом – в Польше и в России.