Дворцовая архитектура
Дворцы для царей, князей и представителей правящей династии начали строить еще в Древней Руси. В соответствии с традициями русского зодчества из дерева возводились и крестьянские избы, и храмы, и дворцы. Материал был один, а статус и архитектура построек существенно отличались. Так царские дворцы располагались в самом центре и доминировали в окружающей застройке.
После того как византийские мастера обучили русских хитростям изготовления кирпича, началась эпоха каменного строительства. И конечно в первую очередь каменными возводились культовые сооружения, храмы и дворцы.
Хоть сегодня в России и нет царей, этот тип сооружений остается в городской застройке. Дворцы строили и в период СССР, после свержения царской власти, но в новой концепции они принадлежали уже не одной семье, а всему народу, детям, молодоженам, рабочим. Дворцы трудящихся, дворцы спорта и молодежи стали общественными зданиями, предназначенными для проведения больших мероприятий, концертов, соревнований, конкурсов, а не жилыми сооружениями.
Дворцовая архитектура в любой интерпретации имеет ряд отличительных черт:
- доминирование по высоте над окружающей застройкой, это проявление власти, статуса царя или императора, который стоит выше других;
- доминирование по площади, дворец может занимать территорию в несколько гектар, занимая собой огромные территории;
- композиционная значимость места, дворцы располагают в центре, они становятся ядром композиции. Загородные резиденции сами задавали вектор последующего развития территорий;
- декор и украшения в рамках господствующего стиля.
Собственную резиденции строили почти все императоры, тем самым осваивая новые территории. Дворцовое строительство стало одной из самых большим глав в истории отечественной архитектуры и значимой частью культурного наследия прошлого. Сегодня дворцы стали музеями, это артефакты прошлого, которые уцелели и смогли попасть в настоящее, чтобы показать потомкам как жили короли и королевы, цари и царевны, императоры и императрицы.
Рисунок 1. Дворец Белосельских-Белозерских построен в 1848 году по проекту А. Штакеншнайдера. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Необарокко в русской дворцовой и гражданской архитектуре XIX-ХХ веков
Период историзма в архитектуре 19 – начала 20 веков оставил значимый след на улицах Санкт-Петербурга и Москвы. Увлеченность русской историей и предшествовавшими стилями вылилась в ностальгию по ушедшим эпохам.
Необарокко вдохновлял таких архитекторов как А. Штакеншнейдер, Ф Шехтель, О. Монферран, которые использовали элементы необарокко в своих произведениях. Стоит также заметить, что барокко – стиль роскоши, он направлен на создание ощущения величия, торжественности, пышности. Поэтому его чаще всего применяли в дворцовой архитектуре.
Перечислим запоминающиеся примеры использования необарокко в дворцовой и гражданской архитектуре:
- особняк Демидова, построен в 1835-1840 годах по проекту Огюста Монферрана на Большой Морской улице. Здание представляет собой смесь классицизма и необарокко, входную группу украшают четыре атланта, поддерживающих балкон. Заказчик, Павел Демидов был любителем архитектуры Италии, поэтому выбрал стиль итальянского барокко;
- дворец Белосельских-Белозерских построен в 1846-1848 годах по проекту А. Штакеншнайдера. За образец был взят Строгановский дворец, выполненный по проекту Растрелли;
- особняк Мясникова был построен в 1857-1859 годах по проекту Виктора Гартмана и Александра Гемилиана. Дом имеет богатую декоративную отделку, полуколонны лепнины. Также архитекторы выбрали яркий розовый цвет в качестве основного, лепнина выполнена в традиционном белом цвете.
Рисунок 2. Особняк купца Мясникова, архитекторы В. Гартман и А. Гемилиан. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Также этот список можно было бы продолжить особняком Бутурлиной и домом Боткина.
Необарокко еще называют вторым барокко, предсказать изменения в формировании стилей никто не в силах, возможно нас ждет впереди еще и третье и четвертое барокко, когда архитекторы устанут от плоских и голых поверхностей стен и вновь увлекутся историзмом. Время покажет, как будут развиваться события, и новые здания навсегда останутся свидетелями и артефактами ушедших эпох.