Многофункциональные торговые центры
Торговые центр как тип организации пространства давно подвергались критике со стороны профессионального сообщества за манипулятивные техники управления поведением, навязывание культуры потребления и отсутствие вкуса и эстетики. Однако на том этапе развития общества, когда возможности производства и потребления росли симметрично, только большие моллы могли удовлетворить растущий покупательский спрос, предоставив клиентам возможность приобрести все в одном месте.
Упадок этой большой системы был предсказан еще несколько десятилетий назад, развитие интернет-торговли сильно повлияло на общий объем продаж, но не настолько, чтобы сделать этот бизнес нерентабельным. Самые сложные испытания для торговых центров пришлись на период пандемии. В это время, с одной стороны, отсутствие возможности посетить магазин вынудило большинство людей обратить внимание на онлайн-шопинг, а с другой, многие бренды и магазины перешли на новый формат, чтобы не терять покупателей. Таким образом торговые центры стали терять и покупателей, и арендаторов.
В таких условиях чуть лучше себя чувствуют многофункциональные центры, в которых помимо магазинов имеются:
- офисные пространства;
- развлекательные пространства (кинотеатры, боулинг и т. п.);
- фудкорты, т. е. зоны общественного питания.
Стоимость содержания огромного здания в центре города необычайно высока. Охрана, уборка, оплата коммунальных услуг, содержание штата сотрудников составляет очень большие суммы и несмотря на всю гибкость эти системы очень сложно приспособить под что-то другое. На месте одного магазина может появиться новый, небольшие ячейки подходят для определенного вида деятельности.
Рисунок 1. Пример многофункционального торгового центра
Особенности проектирования многофункционального торгового центра
В современных условиях можно сформулировать следующие особенности, которые стоит учитывать при проектировании многофункционального торгового центра:
- чем более гибкой будет структура, тем легче ее будет перестраивать под новые запросы. Каркасная система лучше всего отвечает этим задачам;
- многофункциональности в торговом центре должно быть больше, он должен давать возможности для встреч, коммуникации, в нем должно быть больше общественных пространств, которые могут использоваться стихийно;
- огромные наполненные людьми пространства должны ассоциироваться с безопасностью и комфортом, а не с толчеей и суетой, поэтому стоит продумать зонирование, автономию отдельных зон, которые могут использоваться самостоятельно;
- центры могут предоставлять больше возможностей для благотворительной и социально ориентированной деятельности;
- покупателям нужны новые форматы шоппинга, который бы совмещал возможности онлайна и офлайна.
Многофункциональные торговые центры могли бы преобразоваться в многофункциональные центры, в которых доля торговли не превышала бы долю развлекательных заведений и заведений общепита, и при этом созданная внутри экосистема поддерживала бы составные элементы.
Рисунок 2. Пример многофункциональности - совмещение транспортного и торгового узлов. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Все меняется и трансформируется и этот бег невозможно остановить. Когда-то новые яркие, красивые торговые центры вытеснили с улиц городов открытые рынки и ларьки, предоставив людям возможность покупать с комфортом и наслаждаться выбором. Сегодня с развитием интернет-торговли и торговых площадок торговые центры сами становятся историей и вынуждены меняться, чтобы остаться востребованными. Полностью отказаться от оффлайн торговли тоже невозможно, это связано и с привычками с особенностями культуры потребления, не каждый готов приобрести вещь не примерив, не пощупав, не потрогав ее предварительно, но процент таких людей не так велик. В торговые центры люди идут за впечатлениями, отдохнуть, провести время в хорошей компании, побаловать себя чем-то вкусным или чем-то новым, и эта работа с впечатлениями должна остаться ключевой при проектировании нового многофункционального центра. Проектирование будущего в условиях неопределенности никогда не было простой задачей, но она позволяет создать много новых и интересных идей, каждая из которых может стать частью новой реальности.