Николай Ладовский
Известная нам биография Ладовского очень скудна, поскольку личный архив этого выдающегося архитектора был утрачен. Установлено, что он родился в 1881 году, в Москве, в Российской Империи. Известно, что в 33 года он поступил на обучение в Московское училище живописи, но к тому времени у него за плечами уже была 13-летняя архитектурная практика, он был участников архитектурных конкурсов и накопил значительный опыт работы в Санкт-Петербурге.
В 1918 году Ладовский занимал должность в мастерской Моссовета, которой руководили такие известные, именитые архитекторы как Иван Жолтовский и Алексей Щусев. Уже спустя год, Ладовский формирует творческую оппозицию, его не удовлетворяет направленность работы Жолтовского. Ладовский становится участником комиссии, которая занимается вопросами разработки скульптурно-архитектурного синтеза в Народном комиссариате просвещения. Первая демонстрация работ членов этой комиссии прошла в 1920 году, это была выставка новаторских идей в области архитектуры, и именно работы Ладовского произвели наибольшее впечатление. Эта выставка позволила Ладовскому получить известность, обрести сторонников и вес в архитектурных кругах.
С 1920 года Ладовский становится преподавателем в Высшей художественно-технической мастерской (ВХУТЕМАС). В 1923 году он формирует Ассоциацию новых архитекторов (АСНОВА) – объединение архитекторов-рационалистов. В 1928 году, когда АСНОВА распадается, Ладовский формирует Объединение архитекторов- урбанистов – АРУ.
Авторству Ладовского принадлежит один из планов развития Москвы, известный как «Парабола Ладовского». Он видел конфликт в радиально-кольцевой структуре города, при которой емкость старого и нового кольца взаимосвязаны, и старое кольцо испытывает высокое напряжение при росте нового кольца. Ладовский предлагал разомкнуть одно из колец и направить развитие вдоль заданной оси так, чтобы город принял форму параболы, в центре которой располагался бы исторический центр. В дальнейшем бы развиваясь в сторону северо-запада, Москва и Ленинград могли бы слиться в одну агломерацию.
Агломерация — это объединение двух близкорасположенных населенных пунктов, это могут быть города, поселки, села, деревни. Агломерация формируется на основании взаимодействия между предприятиями.
К реализованным проекта Ладовского относятся:
- жилые дома и общественный корпус «Крестьянская газета»;
- перронный зал метро «Лубянка»;
- входная группа в вестибюль метро «Красные ворота».
Николая Ладовского и всех представителей конструктивизма и рационализма подвергли жестокой критике в начале 1930-х, их идеи, поиски и проекты были восприняты как витание в облаках, проявление буржуазных подходов. Ладовский мог бы стать одним из главных архитекторов сталинской эпохи, но его судьба сложилась иначе. Его не стало в октябре 1941 года.
Рисунок 1. Методика преподавания Ладовского. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Методика преподавания Николая Ладовского
Интересен и подход к преподаванию, который использовал Ладовский. Он первым ввел дисциплину «Пространство» в обучение будущих архитекторов. Дисциплина была посвящена развитию объемно-пространственного мышления. Студенты выполняли композиционные задания сразу в объеме, а затем итоговый результат переносили на плоский чертеж.
В своей преподавательской работе Ладовский:
- отрицал применение аналогов, предпочитал, чтобы ученики придумывали новое, а не копировали старое;
- не эскизировал сам на ученических работах, а только подсказывал и оценивал эскизы учеников;
- выступал за стимулирование творческого потенциала ученика, путем создания индивидуальных произведений, спровоцированных формообразующими идеями;
- прививал ученикам понимание рационализма через формообразование вне времени и стиля.
Для Ладовского проектная доктрина состояла из трех основных компонентов – пространства, формы и конструкции. Конструкции в его концепции были подчинены формообразованию. Пространственное мышление для него было важнее, чем художественный образ.
К сожалению, о Ладовском и его наследии известно не так много, его личный архив утрачен и многие ценные сведения вместе с ним. Но его понимание архитектуры, его школа и его идеи продолжили свое развитие в его учениках, в их проектах. Ему удалось проявить себя как талантливым практиком, так и талантливым педагогом.