Ментальные карты
У одного города может быть множество карт. С одной стороны карты могут быть историческими, фиксирующими как менялся город с веками, годами или десятилетиями, карты могут быть географическими, фиксирующими положение одного города относительно других и относительно рек, озер, гор, равнин. Карты могут быть бумажными и электронными, новыми и устаревшими, на них может быть отражено много или совсем мало информации, но ни на одной традиционной карте нельзя найти тех зданий и ориентиров, которыми пользуются сами жители.
Архитекторы и градостроители пребывают в полном неведении относительно того, как их проекты используются людьми в реальной жизни. Разрыв между проектировщиком и реальным потребителем существует уже почти век, и архитектура продолжает развиваться практически не опираясь на обратную связь от пользователей.
С другой стороны городские объекты, приспосабливаемые людьми для своих нужд, получают новую жизнь и новое звучание. Так нейтральное коммерческое помещение на первом этаже дома может стать новым модным гастро-пабом или же превратиться в невзрачный магазин, торгующий китайской одеждой.
То, какими здания будут построены, определяют проектировщики, но то, какими они станут, зависит от людей, которые их обживают.
Обычные карты содержат только формальные сведения о городе, а о том что в городе является ценным, важным и интересным можно узнать из карт ментальных.
Итак, ментальная карта представляет собой перенесенное на бумагу представление респондента о городе.
При составлении такой карты важно дать понять респонденту, что его навыки рисования для успеха абсолютно неважны. Любые огрехи, неточности и неровности не могут испортить рисунок.
Ментальная карта может стать ответом на вопрос, касающийся любимых маршрутов, любимых мест в городе, мест проведения досуга, мест приложения труда, мест, где любят встречаться молодые люди или подростки. Карта наглядно демонстрирует связь между объектами, восприятие респондента.
С помощью такой карты можно понять:
- иерархию объектов (то, что крупнее, – то важнее);
- связи между объектами;
- запоминаемость объектов, их воспроизведение через самые узнаваемые элементы;
- границы восприятия и т. п.
Ментальная карта – это карта, создаваемая самим респондентов в ответ на вопрос исследователч.
Рисунок 1. Ментальные карты являются универсальными инструментами. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Элементы ментальных карт
Согласно предложенной К. Линчем методологии анализа карт, все изображенные элементы делятся на:
- пути, то есть протяженные участки, используемые для связи отдельных локаций. Пути на карте обычно показывают линиями;
- границы, или крайние точки, которые определяют конец одной и начало другой зоны;
- районы, то есть отдельные самостоятельные объединения;
- узлы, в которых пресекаются множество потоков, они объединяют несколько маршрутов;
- доминанты - ключевые, самые значимые объекты.
Процесс создания ментальной карты тоже важен для исследования - специалист фиксирует действия респондента, отмечает, какие элементы он нарисовал вначале, как менялось наполнение листа от начала до завершения работы над картой.
При этом, свои карты респондент объясняет сам, так как их бывает сложно расшифровать без помощи составителя.
Несколько ментальных карт, составленных разными респондентами по одному заданию, можно сравнивать между собой, находить общие элементы и отличия.
Таким образом в руках опытного исследователя метальная карта становится удобным инструментом анализа, сопоставления информации о городе. При ментальном картографировании респондент практически не задумываясь показывает то, как он в действительности воспринимает городской маршрут либ ту или иную территорию. В отличие от словесных ответов, которые могут быть не совсем точны или правдивы, ментальная карта оказывается более соответствующей реальному положению вещей.
Ментальные карты можно составлять для разных объектов, можно приглашать к созданию карт разные категории людей. К примеру, любимые места города у детей и лиц пожилого возраста будут разительно отличаться.