Краткая биография
Матвей Федорович Казаков (1738-1812) – русский архитектор, перестроивший во времена Екатерины II центр Москвы в палладианском стиле.
Под палладианским стилем следует понимать направление в архитектуре, определяемое подобием идеям итальянского архитектора Андреа Палладио и соответствующее раннему классицизму. В основу стиля заложены прямые линии и строгое соблюдение симметрии
Родился Матвей казаков в Москве в семье выходца из крепостных. Через 10 лет после его рождения скончался отец мальчика. Мать Матвея решает отдать сына в архитектурную школу известного в то время зодчего Д. В. Ухтомского. Это образовательное учреждение и стало отправной точкой творчества Матвея Казакова.
В будущем Казаков проявил себя как педагог, открыв при Экспедиции кремлевского строения архитектурную школу. Благодаря его образовательной программе Россия получила таких известных архитекторов, как:
- И. В. Еготов;
- А. Н. Бакарев;
- О. И. Бове.
Во время Отечественной войны 1812 года родственники увезли Матвея Федоровича из Москвы в Рязань, где зодчий узнает о пожаре Москвы. Историки считают, что эта новость ускорила его кончину. Казаков был похоронен на кладбище Рязанского Троицкого монастыря.
Архитектурные разработки Казакова
Из градостроительных разработок Матвея Казакова особый интерес вызывает проект обустройства центральных площадей и улиц Москвы. Возведенные им дома определили облик Ильинки, застройка которой представляла собой равноэтажную композицию сооружений, называемых тогда «сплошною фасадою». Среди известных зданий этой улицы – дом купцов Калинина и Павлова, который до наших дней не уцелел. Построенный в конце 1780-х годов на месте Посольского двора, он известен тем, что был одним из первых сооружений Москвы, совмещавших функции торговых площадей и жилых помещений, что отвечало практическим требованиям времени.
Этот дом оформлял парадный подъезд к планировавшейся на Ильинке новой площади, выходив своим торцом на неё. Сооружение было выполнено в торжественных монументальных формах, а его приоритетная роль в общем ансамбле подчеркивалась «сильной» крытой галереей со стороны главного фасада.
Наибольшую ценность с точки зрения архитектуры в то время представлял участок Тверской улицы на отрезке между Тверским бульваром и Охотным рядом. Большая часть сооружений, располагающихся на этой улице, представляла собой дворцы знатных людей. В 1773 году пожар уничтожил деревянные строения и сильно повредил каменные конструкции, это послужило толчком к застройке Тверской улицы в единой архитектурной концепции. На протяжении двадцати лет Казаков застраивал наиболее значимые участки, освобожденные от прежних сооружений пожаром. Он разработал проект архитектурного оформления Тверской площади. Строения на этой площади наиболее полно отражают особенности творчества Матвея Казакова: максимальная регулярность зданий, равновесие двух сторон улицы, проявляющаяся в примерно одинаковой этажности зданий по обеим сторонам.
Широкую известность имеет здание, построенное Казаковым по чужому проекту – дом генерал-губернатора на Тверской площади. Для этого здания уже был выложен цокольный этаж к тому моменту, когда Казаков приступил к работе. Это единственное здание, построенное Казаковым по чужим чертежам.
Из наиболее известных сооружений Матвея Казакова можно выделить следующие:
- Бутырский тюремный замок;
- Церковь Вознесения на Гороховом поле;
- Успенская церковь;
- дом А.К. Разумовского.
Известно, что в 1786 году Казаков возглавлял «Кремлевскую экспедицию», занимающаяся проведением всех основных строительных работ в Москве. Фактически это означало, что Матвей Федорович был главным архитектором города. Это было наиболее прогрессивное время с точки зрения архитектурного таланта Казакова. Это способствовало получению большого числа заказов на возведение частных дворцов и усадеб.
Рисунок 1. Дом Разумовского. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Концепция жилого дома
Для некоторого количества зданий Матвея Казакова характерны такие особенности, как компактность плана здания и его строительного объема, а также пропорциональные соотношения геометрических размеров. Матвей Федорович строил усадьбы, учитывая традиции русских дворян – обязательным было устройство «парадного двора», это было продиктовано укладом жизни заказчиков.
Примечательно, что Казаков первым в Москве начал строить большие доходные дома, а также особняки, которые в то время только начинали появляться в Москве. Эти сооружения объединяла совокупность эстетических, функциональных и конструктивных составляющих архитектуры. В них смело использовались последние достижения технологии строительства.
При проектировании жилых домов Матвей Федорович стремился придать большую выразительность архитектурным элементам. В связи с развитием стиля можно проследить, как Казаков отходил от измельченности деталей, проявляя тектонику стены. Во второй половине 1780-х годов четко закрепилась концепция трехчастного строения фасада, заключающаяся в портике большого ордера в центре, а также малым ордером в обрамлении оконных и дверных проемов. При помощи такого приема была достигнута выразительность дома Барышникова на Мясницкой улице.
Следует отметить, что зодчий особое внимание уделял разработке интерьеров, отличающихся своей монументальностью, просторными объемами залов, перекрытых куполами или зеркальными сводами. Для выделения декоративной стороны интерьера применялись колонны, пилястры и карнизы, стены декорировались росписью. Некоторые сохранившиеся интерьеры «Золотых комнат» позволяют сделать вывод о том, что Казаков являлся мастером внутреннего декорирования зданий.
К началу XIX века архитектурные концепции сооружений Матвея Федоровича становятся еще более лаконичными, чем ранее. В его творчестве наблюдаются приемы, которые впоследствии получили широкое распространение в зодчестве первой половины XIX века.
Рисунок 2. Сенатский дворец. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ