Управление качеством строительной продукции
Если посмотреть рекламные буклеты и промо-ролики девелоперских проектов, то легко заметить, что в них взывают в эмоциям, обращаются к чувству защищенности, сплоченности семьи. Нам показывают красивые картинки семейного застолья, прогулок по соседнему парку и веселых игр с детьми на детской площадке. При этом все эти красоты конечно же помогают продать квартиру, но никак не характеризуют качество строительной продукции.
Все мы понимаем, что к выбору квартиры покупатели подходят более чем осознанно, они сравнивают варианты и готовы рассмотреть сотни предложений в поисках лучшего из них. В этом ракурсе вопрос качества квартиры и всего дома неизменно всплывает на поверхность и требует решения. Но почему же тогда ни один девелопер не хвастается в промороликах качеством своих квартир, многостадийным контролем, ровными стенами, окнами без щелей и качественными сертифицированными материалами? Ответ достаточно прост, во-первых, качество отделки квартир даже в одном доме может существенно отличаться из-за того, что работу выполняли разные субподрядчики, а во-вторых, покупатель априори считает, что все в его квартире и так должно быть сделано по нормам, поэтому гораздо выгоднее с точки зрения продаж обращаться не к разуму, а к эмоциям.
Считается, что покупки на эмоциях совершаются спонтанно, непреднамеренно, случайно. К примеру, вы увидели красивую шляпку в магазине и не смогли пройти мимо, но разве можно купить спонтанно квартиру, проходя мимо? Этот выбор большинство людей делает на основании разумных рассуждений, а для этого требуются определенные доводы.
Тем не менее, покупка недвижимости — это игра в рулетку, которая может принести значительные выгоды или же, наоборот, дополнительные траты. Управление качеством строительной продукции сегодня выполняется фрагментарно в большинстве компаний, застройщик заинтересован в скорости проведения процесса и сквозь пальцы смотрит на недочеты в процессе работы.
Помимо того, понятие качества строительной продукции также нигде не закреплено, каждый вкладывает в него свои смыслы и понимания, можно лишь обозначить некоторые критерии:
- качество строительных материалов;
- соблюдение технологии работ;
- ровные потолки и стены;
- хорошая шумоизоляция и т. п.
Рисунок 1. Ровными стенами может похвастаться далеко не каждый застройщик, этот критерий легко проверяется. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Методы оценки строительной продукции
Рассмотрим основные методы оценки качества, их достоинства и недостатки:
- оценка качества выполняется органами Государственного строительного надзора при сдаче объекта в эксплуатацию. Стоит понимать, что органы стройнадзора приезжают на готовый объект, у них на руках заключение экспертизы, в котором описаны все решения. Они сравнивают то, на что было выдано заключение, и построенный объект, выявляют различия. Оценка качества строительной продукции выполняется лишь косвенно, в первую очередь оценивается соответствие требованиям;
- оценка качества выполняется застройщиком при приемке объекта. Он также в нашей ситуации лицо заинтересованное, пока объект не будет сдан и продан, он не получит назад своих вложенных средств и прибыли. С одной стороны, все гарантийные обязательства по ремонту также лежат на нем, но и стребовать с застройщика выполнения работ можно только при обращении в суд. Это достаточно длительная и дорогостоящая процедура, и не каждый на нее пойдет;
- оценка качества сторонними организациями, она может быть инициирована любой из сторон. В основном независимая оценка нужна для выявления причин брака, нарушений, выявления дефектов.
Также свою субъективную оценку проводит и покупатель при приобретении недвижимости. Он может воспользоваться услугами сторонних специалистов, чтобы получить мнение незаинтересованных сторон.
Таким образом управление качеством строительной продукции является сложной задачей, решение которой должно начинаться с разработки четких критериев и системы оценок. Ряд строительных фирм в рамках стандартизации своих процессов и оптимизации производства стремится выполнить эту работу, но оценка должна проводиться систематически, только в динамике можно увидеть, меняются ли показатели.