Начало творчества
Ле Корбюзье (Шарль Эдуард ЖаннереГри) родился 6 октября 1887 года недалеко от границы с Францией в городе Ла-Шо-деФон (Швейцария). Город является одним из крупнейших производителей часов, включен в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Фантазия и чувство вкуса прививались Шарлю самого раннего детства. Детский сад, который посещал мальчик, ориентировался на творческий потенциал малышей.
Рисунок 1. Ле Корбюзье (Шарль Эдуард ЖаннереГри). Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Когда мальчику исполнилось 13 лет, в местной Школе прикладного искусства Шарль получает образование и специальность часовщика - гравера, ювелира.
В 1902 году на международной выставке декоративного искусства в Турине юноша, которому едва исполнилось 15 лет, получает почетный диплом за мастерски отчеканенные им часы с применением стали, золота и серебра.
В 1905 году, когда Шарлю нет еще и 18 лет, будущий архитектор создает свое первое архитектурное произведение - виллу Фале - дом для члена совета Школы гравера Луи Фалле. Здание было украшено орнаментами и соответствовало устоявшимся традициям. Шарль занимался самообразованием, путешествовал, посещал библиотеки и музеи, а также общался с великими и ведущими мастерами своего времени. Тогда мастер посещает Италию и Австро-Венгрию, занимаясь изучением и зарисовкой памятников архитектуры.
В Париже Шарль Эдуард работает чертежником в архитектурном бюро Огюста и Густава Перре, творчество которого являют собой переход от архитектуры модерна к функционализму. В мастерской Перре молодой архитектор знакомится с материалом будущего - железобетоном.
Под Берлином с октября 1910 по март 1911 в Нойбабельсберге Шарль стажируется в ателье немецкого архитектора первооткрывателя функционализма Петера Беренса. Одновременно с Жаннере в мастерской трудятся молодые Людвиг Мис ван дер Роэ и Вальтер Гропиус, («отцы-основатели модернизма», как их назовут позже), с которыми впоследствии Шарль будет сотрудничать и поддерживать теплые дружеские отношения на протяжении многих лет.
В 1911 году Шарль Эдуард занимается внимательным изучением знаменитых памятников и народного строительства, путешествуя по странам Балкан и Малой Азии.
Турецкая Вилла или вилла Швоб (1916–1917) мастер считает своим первым самостоятельным проектом.
В 1912 году архитектор проектирует и строит дом для своих родителей - виллу Жаннере-Перре.
В 1914 году Шарль создает собственную архитектурную мастерскую и возглавляет ее, которая занимается выполнением заказов на проекты частных домов. В тот же период мастер создает идею каркасного дома с целью серийного производства. Совместным с инженером Максом Дюбуа проектом стал «Дом-Ино». Постройки выглядели как костяшки домино на плане.
С 1917 года в Париже Эдуард Жаннере посвящает себя теории архитектуры и живописи. Живопись Ле Корбюзье считал источником своих архитектурных идей.
В 1920–1925 годах совместно с Озенфаном Жаннере занимается издательством популярного журнала «Новый дух» («L’Esprit nouveau»), одновременно являясь в нем руководителем раздела архитектуры. Именно на страницах издания он подписался как Ле Корбюзье, позаимствовав фамилию одного из родственников матери.
1922 год становится важной вехой в биографии архитектора. Он знакомится со своей будущей женой Ивон Галли, женившись на ней только спустя 8 лет, приняв при этом французское гражданство. В то же время, плотно сотрудничая со своим кузеном, Ле Корбюзье открывает в Париже проектную мастерскую, пользующуюся успехом. Сотрудничество кузенов длилось до 1940 года.
В двадцатые годы, созданные в частной мастерской Ле Корбюзье частные виллы принесли славу новатора, а пуристские формы произведений архитектора стали образцом для многих. Яркий пример того - вилла «Савой», загородная вилла в Пуасси, в 33 км от Парижа, которая была построена в 1928–1931 годах для промышленника Пьера Савоя, которая вошла в число национальных памятников Франции и функционирует как музей. После того, как в 1965-м Корбюзье умер и был похоронен как герой Франции, вилле дали статус национального памятника.
Основные периоды творчества Ле Карбюзье
Творчество великого архитектора условно можно разделить на два периода, которые разделены второй мировой войной.
I период (1922-1940)
В данный промежуток времени мастер создал множество архитектурных творений и проектов городов. Изначально интерес мастера был направлен на строительство для большого количества людей. Но в довоенный период архитектор занимается строительством личных домов для привилегированных личностей. Построенные дома отличались строгой геометрией, обнаженными фасадами, но одновременно были очень функциональными с точки зрения дизайна:
- первый построенный дом – дом для Озенфана (1922),
- дом для швейцарского коллекционера Рауля Ла-Рош (1923), который позднее становится штаб-квартирой Фонда Ле Карбюзье в Париже (1968),
- вилла Майкла Стейна (1927),
- дом Савой в Пуассе (1929-1930).
Путешествует с лекционным туром по Южной Америке, а также посещает Москву, где побеждает в конкурсе на проект здания Центросоюза (1929-1935).
В это время архитектор создает еще два важных здания в Париже: общежитие армии спасения, швейцарское общежитие в университетском городке (1931-1932).
В конце 1930 годов появляются ставшие известными проекты: генеральные планы для Буэнос-Айреса (1938) и Алжира (1938-1942), музей для Филиппвиля во Французской Северной Африке (1938) и здание Министерства образования в Рио-де-Жанейро (1936).
В 1935 году Ле Корбюзье посещает Соединенные Штаты, где уже пользуется своей известностью.
Военное время
Военная оккупация Франции и вторая мировая война прерывают деятельность Ле Карбюзье как путешественника и строителя. Единственными занятиями мастера становятся литература, размышления и живопись.
II период
Архитектор живет надеждой применить свои накопленные теоретические проекты для реконструкции Франции. Так в 1945 году Ле Корбюзье были подготовлены два плана для городов Ла-Паллис-Рошель и Сен-Дие. Со временем эти планы приобрели мировое признание и стали архитектурной доктриной.
В 1952 году Ле Корбюзье, благодаря безграничной поддержке французского правительства получает заказ на строительство частного жилого комплекса в Марселе, который стал воплощением представлений мастера о социальной среде (18 этажей с 1800 жителей, двадцать три типа двухуровневых апартаментов, ясли, сад, гимнастический зал и театр). Многоквартирный дом «Марсельский блок» или Unité d’Habitation. Béton brut - бетон, залитый в грубо сделанную опалубку и потом необработанный, появился случайно - марсельские рабочие не могли сделать иначе.
Рисунок 2. Многоквартирный дом «Марсельский блок». Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Корбюзье превратил недостаток в художесвтенный прием, благодаря чему создал новое направление в архитектуре – брутализм.
Архитектурное творчество мастера находит свое применение и в строительстве религиозных зданий:
- часовня Нотр-Дам-дю-От (1950-1955),
- мужской монастырь Сент-Мари-де-ля-Туретт.
Только после 1950 года Ле Карбюзье стал принимать активное участие в крупных по масштабам проектах за пределами Франции (Национальный музей Западного искусства в Токио (1960) (Изображение 3), Центр изобразительного плотнического искусства в Гарвардском университете (1964), проект выставочного павильона в Цюрихе, который был построен после его смерти (1964).
В творчестве мастера находится место и дизайну, поскольку в архитектурное пространство должна органично вписываться мебель, удобная и функциональная. Наследие мастера поистине огромно, интерес к которому не угасает до настоящего времени.
Ле Корбюзье умер внезапно во время плавания в 1965 году. Человек, который думал, что его не поняли в его время, был похоронен с большими почестями, а в 1968 году был создан Фонд Ле Корбюзье.