Новая Голландия
История Новой Голландии началась в 1719 году.
Новой Голландией называются два рукотворных острова, появившиеся после того, как между Невой и Мойкой были вырыты Крюков и Адмиралтейский каналы. По легенде идея прокладки каналов принадлежала Петру 1.
До этого момента Голландией называли территорию складов у Адмиралтейства, после появления островов, склады были перенесены туда.
Первым архитектором Новой Голландии был Иван Коробов, ему поручили создать сеть бассейнов и склады для судостроителей Галерной верфи. В основном на складах хранились инструменты и детали для ремонта и строительства кораблей, но вскоре места для них стало не хватать, поэтому довольно быстро деревянные строения решили заменить каменными.
По проекту Саввы Чевакинского в новых складах использовалась голландская система сушки древесины в вертикальном положении, что позволяло сэкономить пространство и увеличить вместимость.
Новые каменные постройки были кирпичными, но без штукатурки. Отделку новых складов выполняли по проекту Ж.Б. Валлен-Деламота. По идее Валлен-Деламота появилась арка, связывающая внутренний бассейн и Мойку. Арка Новой Голландии была построена в 1787 году, по своей композиции она напоминает триумфальную арку времен Древнего Рима, которая обрамлена тосканским ордером.
Затем строительство в Новой Голландии продолжил А. Штауберт, по его проекту было возведено здание морской тюрьмы в форме кольца. В конце 19 века был построен «опытовый» бассейн для экспериментов по непотопляемости.
Во время Первой мировой войны в Новой Голландии разместили радиостанцию морского штаба, которую использовали для информационной войны. До конца советского времени Новая Голландия оставалась закрытой зоной.
К началу 21 века Новая Голландия представляла собой всего несколько десятков объектов капитального строительство,11 из которых были памятникам федерального значения, среди них:
- здание бывшей тюрьмы;
- здание вдоль набережной Адмиралтейского канала;
- склады.
Цейхгауз – это здание для хранения запасов обмундирования, вооружения, провианта.
Конкурс на проект Новой Голландии в Петербурге
В начале 21 века был объявлен тендер на реконструкцию Новой Голландии. До конца 2004 года остров находился в подчинении Балтийского флота, но потом все объекты были переданы городским властям. Чтобы найти новую функциональную идею использования его территорий власти объявляют конкурс.
В преддверии конкурса в Новой Голландии произошел пожар, в котором была уничтожена часть складов. По условиям тендера инвестор мог снести постройки конца 19 века. К инвестору также предъявлялся ряд требований, среди которых было условие по созданию общественно-делового многофункционального комплекса и привлечение архитектора из рейтинга World Architecture 300 Survey.
Для того, чтобы выбрать лучшую идею конкурс проводился дважды:
- на первый конкурс заявились многие иностранные бюро, в том числе Марк Циммерман, Эрик Ван Эгераат и другие. Победителем стал проект Н. Фостера. Также проект Фостера получил премию на выставке недвижимости в Каннах. Но, к сожалению, идея не могла быть реализована, ее признали нереалистичной с финансовой и временной точек зрения;
- на второй конкурс в 2010 году было подано множество заявок по различным категориям. Архитекторам было нужно разработать культурный и коммерческий комплексы, продумать идею будущей роли острова, включить Новую Голландию в маршруты выставок, использовать водное окружение. В финал вышли четыре бюро, одно из России, одно из США, одно из Нидерландов и одно из Англии.
Генеральный план, разработанный компанией из США лег в основу проекта West 8, голландской компании, специализирующейся на вопросах ландшафтного дизайна.
Рисунок 1. Остров Новая Голландия в Санкт-Петербурге после реконструкции. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Первых посетителей Новая Голландия встретила в 2011 году. Реконструкция существовавшей ранее исторической застройки на тот момент еще велась. Досуг гости могли провести в размещенных в морских контейнерах кафе и магазинах. В таком формате остров работал в летний сезон в этот и следующие два года. За это время появилось много интересных площадок. Следующие три года остров был закрыт на реконструкцию и реорганизацию. После открытия посетителей ждали отреставрированные здания бывшей кузницы, морской тюрьмы, дома коменданта. Постепенно открывали и отреставрированные склады.