История возникновения театров
Театром называют архитектурное сооружение, предназначенное для проведения представлений и театрализованных действий.
Основными элементами театрального сооружения являются:
- сцена;
- занавес;
- зрительный зал.
В зависимости от типов представлений в здании театра могут появляться верхние галереи, оркестровые ямы, кулисы и рампы (осветительные устройства). Несомненно, здание театра должно обеспечивать хорошую видимость для всех зрителей, а также слышимость происходящего на сцене.
Первые театральные сооружения появились в Древней Греции, предположительно в VI веке до нашей эры. Они были открытыми и состояли из круглой площадки – сцены, называемой орхестрой, театрона (мест расположения зрителей) и скены (пристройки для переодевания и хранения реквизита). Конструкция театра устраивалась по принципу амфитеатра, на склоне холма, при условии, что орхестра и скена были расположены у подножия. До IV века до нашей эры театрон и скена изготавливались из дерева, позже их стали делать каменными.
Греческие театры могли вместить всех свободных граждан города. Сооружались также и закрытые здания театров, называемыми одеонами. Открытый тип театров получил широкое распространение в Древнем Риме. В таких сооружениях через центр полукруглой орхестры, на которой были размещены места для наиболее привилегированных зрителей, проходила передняя часть невысокой площадки – просцениума. Для остальных зрителей ряды для сидения сооружались по принципу амфитеатра, опираясь на сводчатые конструкции. Большой амфитеатр охватывал полукружием орхестру, примыкая к боковым выступам сцены. Таким образом получался единый замкнутый объем. Верхние ярусы зрительских мест завершались открытой колоннадой, а стены сооружения имели декор в виде статуй и прочих реквизитов. Первое крытое театральное здание было построено в Помпеях в III веке до нашей эры.
Надо сказать, что сложившаяся в античный период композиция построения театров оказала большое влияние на его последующее развитие. В период средневековья театральные здания не строились, потому что драматические представления устраивались в храмах или на папертях. В эпоху Возрождения строительство театров было возобновлено сначала в Италии, а затем и в других европейских странах. Снова возродились закрытые театры с глубоким сценическим пространством.
Рисунок 1. Античный театр. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Архитектурные особенности театров
В XVI веке была создана концепция «перспективной сцены», состоящая из невысокого помоста по всей ширине зала. Такая конструкция имела фоновую часть для сменных щитов и задника с изображениями перспективных улиц или площадей. Конструкция пола имела наклонную структуру, а зрители располагались в орхестре и амфитеатре.
В последующем развитии композиции здания театров появляется сцена с порталом, а также щитовые кулисы и сменная конструкция задников. Для создания лучшей акустики и видимости было принято решение сооружать театры с ярусными галереями. Изначально галереи имели непрерывную структуру, затем их стали разделять перегородками на ложи.
Необходимо упомянуть и о техническом оснащении сцены, которое усовершенствуется с годами. Возводятся также дополнительные помещения для зрителей, называемые фойе и вестибюль.
Рисунок 2. Большой театр в Москве. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Типы театральных зданий
В конце XVI века в Англии формируется собственный тип театрального здания, в котором органично сочетаются элементы античного (орхестры и ярусы для зрителей) и средневекового зодчества (например, подмостки). Стоит отметить, что в это время существовали и небольшие частные крытые театры, имеющие четырехугольную форму залов и сидячие места в орхестре.
Во второй части XVIII века в европейском строительстве начал складываться французский тип театра. Такие сооружения имели круглый зал, окруженный на три четверти периметра открытыми, неразделенными на ложи ярусами, которые опирались на колонны большой стоечно-балочной системы. В партере таких театров устанавливались кресла для привилегированных зрителей.
До конца XIX века в Европе и Америке был широко распространен итальянский тип театра. В России, например, строились театры как итальянского типа (Большой театр в Москве, Александринский театр в Петербурге), так и французского типа (усадебный театр в Останкине). Последняя четверть XIX века характеризуется наибольшей дифференциацией театральных направлений и жанров. Драматические и музыкальные сооружения начинают нуждаться в более демократической структуре театра. Вышеизложенные факторы приводят к появлению нового типа театра с секторальным залом. Такие сооружения имеют амфитеатр без партера и ярусов. В первые десятилетия XX века появляются театральные сооружения без глубинной «сцены-коробки». Новые сооружения по-прежнему имеют зрительный зал и открытую сценическую площадку. Существует тип театра с амфитеатральным и аудиторным зрительным залом, в которых партер дополняется нависающими над ним балконами.
Таким образом, резюмируя вышеизложенное можно выделить несколько фундаментальных типов театров:
- английский тип;
- французский тип;
- итальянский тип.
Стоит отметить, что такие зрелищные сооружения, как театры должны характеризоваться высоким уровнем безопасности, а также обеспечением максимального уровня удобств для присутствующих зрителей. Ничто не должно влиять на концентрацию внимания человека, находящегося в таком здании. В наши дни все вопросы, касающиеся строительного проектирования, оборудования, а также основные аспекты эксплуатации театральных сооружений детально изложены в соответствующей нормативной литературе. В современном строительстве театральных зданий большое внимание уделяется таким аспектам, как условия видимости зрительного зала, высота уровня глад зрителей над полом, максимальное удаление зрительских мест и многим другим факторам, влияющим на восприятие происходящего на сцене.