Изыскания при проектировании железных дорог
Любой объект капитального строительства или линейный объект проектируется только после выполнения инженерных изысканий. Железная дорога – это сложный протяженный объект, который имеет свои особенности. В первую очередь до начала проектирования проводятся изыскания, позволяющие собрать исходные данные о состоянии грунтов, окружающей среде и пути будущей трассы.
В число таких изысканий входят:
- экономические изыскания, их целью является обоснование необходимости и целесообразности строительства новой дороги (ветки) или реконструкции существующей части. В зависимости от проекта обоснование может основываться на разных факторах, к примеру, если дорога нужна для нужд производства, то оценивается экономический эффект от ее внедрения и то, как это скажется на упрощении или удешевлении производства;
- топографо-геодезические изыскания, которые позволяют определить оптимальный маршрут прокладки железной дороги и зафиксировать все особенности рельефа;
- инженерно-геологические изыскания, которые необходимы для определения состава грунтов;
- аэрофотосъемка используется для того, что изучить весь маршрут целиком и далее разбить его на части;
- аэрогидрометрия, то есть сбор данных о состоянии рек, водных объектов при помощи фотосъемки, ведущейся с самолета.
Несмотря на внушительный список мероприятий, которые проводятся на этой до проектной стадии, они целиком окупаются при дальнейшем строительстве. За счет своевременного учета всех факторов, которые могут оказать губительное влияние на реализацию проекта, удается заранее спланировать и выполнить все работы в срок.
Изучение условий строительства и эксплуатации будущей железной дороги, а также сбор всей нужной информации — это цель любых изыскательских работ.
Рисунок 1. Проектированию и строительству железной дороги предшествует этап инженерных изысканий. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Этапы выполнения инженерных изысканий
На начальном этапе изысканий составляется план работ, для этого нужно проанализировать местность и предполагаемые варианты прохождения трассы. В зависимости от территории объем работ может быть разным, к примеру, для небольшой заводской железной дороги аэрофотосъемка не потребуется, достаточно будет инженерно-геодезических изысканий.
Далее на основе плана мероприятий назначаются сроки выполнения работ и ответственные лица, обычно привлекаются или изыскательские или проектно-изыскательские фирмы. В зависимости от местности и времени года некоторые изыскания могут быть отложены до наступления положительных температур. Аэрогидрометрия должна проводиться в период весеннего таяния и паводка, чтобы зафиксировать изменения русла и берегов реки.
Результаты изысканий оформляют в отчеты, которые будут использованы при проектировании объекта.
Далее начинается этап проектирования, которое может быть одностадийным или двухстадийным согласно техническому заданию. Как правило, первая стадия состоит их технико-экономического обоснования, а вторая из собственно рабочего проектирования. Для несложных проектов, а также для проектов массового и повторного применения может разрабатываться только рабочий проект, включающий сокращенные технико-экономические обоснования.
Железные дороги могут быть скоростные, особогрузонапряженные, или иметь I, II, III IV категорию. Показателями работы дорог, которые должны быть отражены в проектах, являются грузовые перевозки, пассажирские перевозки, грузооборот, пассажирооборот, приведенная продукция транспорта, грузонапряженность нетто и средняя густота перевозок пассажиров.
Теоретические основы и практические методы инженерных изысканий и составления комплексных проектов для новых, а также для реконструируемых железных дорог изучает дисциплина «Изыскания и проектирование железных дорог»
Железная дорога — это весьма сложный объект, который требует серьезной предпроектной подготовки, от изысканий зависит то, как пройдет трасса и то насколько удобной и безопасной будет вся дорога. Необходимый для решения важных вопросов на этапе проектирования материал должен быть собран в сжатые сроки и по объему должен соответствовать действующим требованиям.