Излишества в архитектуре
Архитектурное произведение, как и любой другой продукт творчества является часто непредсказуемым. Архитектура, как бы многим не хотелось иного, в первую очередь искусство, а это означает, что результат не может быть гарантирован. Так в руках мастера один объект может стать шедевром, а следующий окажется ничем не примечательным и весьма посредственным. Секрет создания архитектурного шедевра не поддается описанию, даже те, кто однажды его узнали или открыли не застрахованы от ошибок. А одной из самых частых ошибок является чрезмерность. Излишества повсюду, и они могут превратить самую выигрышную идею в ужасную.
Излишества рождаются в любом проекте, они никак не связаны со стилем, бюджетом, типологией или культурой, они проявляются в любых исторических эпохах, а одно время даже считались нормой законодателями эстетики. Собственно, вся история архитектуры крутится вокруг излишеств, сначала объекты были простыми, сложные конструкции были неподвластны зодчим, как и сложные узоры, цвета или формы, но постепенно человечество прошло путь от простого к сложному, от древнеримской архитектуры до барокко, от пуританства к излишествам, и вдоволь насытившись всем этим обилием вновь обратилось к простоте, аскетизму и лапидарности. Современная архитектура не отрицает декоративности, она не столько сугубо функциональная как это было в эпоху модернизма, но при этом в ней нет пышности рококо, богатства барокко или монументальности классицизма. Новая история архитектуры пишется в городском антураже новой застройки, динамичной, экономичной и впечатляющей.
Излишества в архитектуре сегодня проявляются в другом:
- в стремлении создавать как можно более высокое здание;
- в стремлении занять лучшее место в городе;
- в стремлении использовать как можно более дорогие материалы;
- в подражании историческим стилям.
Каждый из этих вариантов приводит к нежелательным последствиям. Нагромождение небоскребов затеняет улицы, увеличивает нагрузку на инженерные сети, борьба за центральные участки приводит к сносу исторической застройке и утрате уникальности, а в подражании историческим стилям архитекторы увлекаются теми тенденциями и веяниями, которые давно устарели.
Рисунок 1. Чрезмерность и лаконичность в архитектуре разделяет тонкая грань. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Чувство меры
Одним из главных качеств для успешной работы архитектора всегда было чувство меры. За прошедшие века список требований к профессии существенно поменялся, но это качество остается одним из самых важных. Испортить шедевр гораздо легче, чем его создать, поэтому и шедевров существуют лишь единицы. Чувство меры может изменит мастеру на любом этапе:
- на этапе работы с идеей, выбрав неверное направление развития концепции;
- на этапе работы с формой, выбрав непропорциональный объем;
- на этапе работы с деталями, увеличив их чрезмерно;
- на этапе реализации, выбрав более легкий и простой путь.
Существует множество упражнений и подсказок, благодаря которым можно выявить те элементы, которые стоит убрать. Самое простое – убрать в сторону на некоторое время проект и вернуться к нему спустя время со «свежим взглядом». Так можно увидеть то, что раньше не воспринималось так явно и не бросалось в глаза. Но в современных условиях, когда все сроки сжаты не всегда есть время на то, чтобы отложить что-то даже на несколько дней, поэтому при первых подозрениях в перегруженности образа используют метод удаления сомнительных элементов. Благо, возможности компьютерного моделирования позволяют делать это легко и просто, достаточно отключить несколько слоев или элементов, сделать их невидимыми, и картинка сразу изменится.
Также эффективным является способ, когда эскизно от руки набрасывается силуэт объекта с основными пропорциями, если на этом этапе ничего не смущает, то добавляют больше деталей, пока рисунок не станет слишком перегруженным, поняв в каком месте проходит эта тонкая грань, остается лишь вернуться назад к тому варианту, который был за 1 или 2 шага до этого момента.
Проектирование идеального объекта всегда сопряжено с поиском, с одной стороны этот поиск нельзя отвергать, доверившись первому варианту, так как он может быть ошибочным, а с другой стороны, терять время на перебор бесконечных вариантах тоже нельзя. Со временем архитекторы все меньше тратят время на поиск, интуитивно чувствуя нужное направление.