Итальянская традиция
Архитектура Италии вдохновляла и вдохновляет многие поколения архитекторов. Это колыбель культуры, которая хранит в себе множество неповторимых шедевров. Не случайно именно в Италию отправлялись все те, кто постигал архитектуру, если имели возможность оплатить поездку. Изучение архитектуры Италии занимало не один месяц, многие путешествовали по этой стране годами, делая зарисовки самых интересных и запоминающихся зданий.
В силу того, что многие годы Италия была раздроблена, многие ее города обладали самостоятельностью. Это обстоятельство, с одной стороны, стимулировало их развитие, а с другой - экономика ослаблялась постоянными войнами.
Итальянские традиции проявили себя:
- в стилях, которые позже распространились по всей Европе;
- в манере, которая отличала итальянских мастеров от прочих;
- в типологии зданий, к примеру, знаменитые палаццо и пьяцца.
Пьяцца - это название римской площади в форме прямоугольника.
Итальянская архитектура получила мировое признание, ею восхищаются во всех уголках света. Многовековое наследие, которое представлено в том числе и памятниками, созданными в начале нашей эры, тысячи зданий в стиле барокко и классицизма сделали Италию столицей архитектурного туризма. Каждый старый итальянский город представляет собой музей под открытым небом. По его мощеным улицам когда-то ездили не машины, а колесницы, а вода в город поступала не по водопроводу, а по акведуку. Италия хранит следы прошедших веков так, как ни одна страна в мире, это и делает ее уникальной. Понимание этой уникальности имел и Петр Первый, который приглашал иностранных мастеров в Россию. Он знал, что на обучение русских мастеров и создание собственной школы уйдут годы, а новая столица должна была начать застраиваться нмедленно.
Итальянская традиция и архитектура первой половины XVIII века в России
Петр Первый был не первым царем, пригласившим итальянских зодчих в Россию, но бесспорно при нем количество иностранных мастеров достигло небывалых значений. Первые же итальянские мастера приехали в Россию по приглашению Ивана III, который стремился создать свой «третий Рим».
Одним из самых известных итальянцев в России был Аристотель Фьораванти, ему было поручено строительство собора в сердце столицы, в Кремле. Собор должен был стать центром церковной и политической жизни, все российские государи в нем венчались на царство. Предыдущие попытки возвести собор не увенчались успехом, поэтому пригласили иностранного зодчего. Аристотель Фьораванти в России оказался уже в почтенном возрасте, ему было почти шестьдесят. Всю жизнь он прожил в Италии, построил успешную карьеру архитектора и не имел недостатка в заказах. Однако, его неожиданно арестовали и бросили в тюрьму за фальшивомонетчество. В виду отсутствия доказательств Аристотеля освободили, но он предпочел за благо покинуть родину и встретившись с русским послом, получил в России работу. Аристотелю поручили завершить строительство Собора, с чем зодчий успешно справился к 1477 году.
Другими выдающимися итальянскими зодчими, работавшими в России, были:
- Франческо Бартоломео Растрелли, флорентинец некоторое время жил во Франции, после чего переехал в Санкт-Петербург. Он построил Зимний и Летние дворцы, Манеж, ансамбль Смольного монастыря, Большой дворец в Царском селе, Петергофский дворец, дворец на Миллионной улице;
- Карло Росси прибыл в Россию с семьей, когда ему было 11 лет. Он спроектировал и построил Михайловский дворец, Александрийский театр, Здание Сената и Синода, Здание Главного штаба;
- Жан Батист Леблон являлся главным архитектором Санкт-Петербурга с 1716 года, он разработал генеральный план города в 1717 году и создал коллекцию «образцовых домов»;
- Доменико Трезини работал в России с 1703 года, он спроектировал и построил Петропавловский собор, здание Двенадцати Коллегий, Летний дворец Петра I;
- Джованни Мария Фонтана, переехал в Санкт-Петербург в 1710, принимал участие в возведении Меншиковского и Ораниенбаумского дворцов.
Рисунок 1. Франческо Бартоломео Растрелли. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
В начале 18 века в России именитых итальянских архитекторов было больше, чем русских, по некоторым сведениям несколько тысяч иностранных мастеров были заняты возведением новой столицы, но не все их имена сохранились в истории.
Итальянские традиции, завезенные иностранными мастерами жили в русской архитектуре еще долго, но постепенно сменились собственными традициями и национальными мотивами.