Новый Эрмитаж
Одна из самых известных коллекций произведений искусства в России, появилась благодаря императрице Екатерине II. Широко известно, что началом коллекции Эрмитажа стали 317 ценных картин, которые Екатерина II получила в счет уплаты долга от Иоганна Эрнеста Гоцковского. Передача состоялась в 1764 году. Среди работ, которые попали в Россию, были полотна известных мастеров:
- Рембрандта ван Рейна;
- Антониса ван Дейка;
- Франса Хальса;
- Яна Стена и других.
Большая часть полотен принадлежала голландско-фламандской школе и относилась к первой половине 17 века. На сегодняшний день из первой коллекции в Эрмитаже находится 96 полотен. При содействии своих сподвижников Екатерина расширяла коллекцию полотен, покупая большие коллекции живописи, она не жалела средств на пополнение своих фондов. Коллекция росла и увеличивалась, для нее требовались дополнительные помещения. Сначала планировалось размещать коллекцию в Малом Эрмитаже, который начали строить в 1764 году. Но еще до завершения строительства стало очевидно, что он недостаточно вместителен для постоянно растущей коллекции. В 1771 году начинается строительство Большого Эрмитажа. Старый Эрмитаж или Большой Эрмитаж строили почти 16 лет. Но спустя менее полувека необходимость его полной реконструкции стада очевидной. По указу Николая Первого руководить строительством здания Нового Эрмитажа был назначен Лео фон Кленце.
Кленце на тот момент был уже известен в России по проекту Пинакотеки в Мюнхене. Лео фон Кленце родился в Баварии в феврале 1784 года, архитектуру он изучал в Берлинской строительной Академии. После обучения он совершил ряд обучающих поездок по Италии, побывал в Риме и на Сицилии. Античность он полюбил еще до того, как увидел Италию своими глазами, поскольку брал уроки у Алоиса Хирта, известного историка античного искусства.
Неогреческий стиль – это архитектурный стиль, который представляет собой вариант классицизма и стремится воссоздать наследие Греции.
Рисунок 1. Новый Эрмитаж, архитектор Лео фон Кленце. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
История создания Нового Эрмитажа
Выбор в пользу Кленце был сделан Николаем I, поскольку его впечатлил проект Пинакотеки. Эскиз нового Эрмитажа Кленце сделал за четыре месяца, после того как внимательно ознакомился с быстро разросшимся городом и его спецификой. По проекту здание должно было иметь два этажа, план по форме напоминал четырехугольник. Его четыре парадных фасада не повторялись по оформлению. Входы располагались на северном фасаде, обращенном к Неве.
Отсылки к греческой архитектуре мы наблюдаем и в обрамлении входных групп, оформленных портиками, поддерживаемыми кариатидами. По одной из версий проект Нового Эрмитажа повторяет нереализованные проекты Кленца, а именно Пантехнион и королевскую резиденцию. В этих проектах Кленце стремился сформулировать новый язык архитектуры, не такой академический и сухой.
Новый Эрмитаж начали возводить в 1842 году, руководили работами Стасов и Ефимов, Лео фон Кленце к тому моменту уже покинул Россию. Эскизные наброски, созданные Кленце, легли в основу рабочего проекта, который создавали русские архитекторы. Работы шли быстро и были завершены уже к 1851 году, в феврале 1852 состоялось торжественное открытие.
Первых посетителей выставки встречали, установленные в нишах фасадов статуи выдающихся скульпторов и деятелей искусства древности:
- Дедала;
- Микеланджело;
- Рубенса;
- Рафаэля;
- Тициана;
- Караваджо и других.
Скульптуры для Нового Эрмитажа создавались немецкими скульпторами под руководством Лео фон Кленце, затем их доставили по морю в Санкт-Петербург.
В интерьерах Нового Эрмитажа по замыслу Кленце воспроизведены «помпейские стили», которые модернизированы в духе мюнхенского эллинизма. Все решения фон Кленце удачно приспособлены для музейного экспонирования, за счет верхнего освещения залов в помещения проникает естественный свет, который позволят наилучшим образом передать красоту произведений искусства. Мебель в залах, а также витрины были выполнены по рисункам Кленце.
Одной из самых примечательных частей здания является портик с атлантами, которые поддерживают навес над входом в музей. Могучие фигуры, которые выполнены по образу атлантом в храме Зевса в Акраганте, вытесали из гранита русские мастера.