Сущность стиля рококо
Рококо – это архитектурный и художественный стиль, появившийся во Франции в период правления Филиппа Орлеанского (1715 – 1723). Стиль достиг пика своего развития при Людовике XV. Рококо господствовал и в других европейских странах до 80-х годов XVIII века.
Отбросив холодную торжественность и скучную напыщенность времен Людовика XIV и итальянского барокко, архитектура этого периода стремилась быть максимально легкой и игривой. Она не заботилась об органическом сочетании конструктивных и декоративных составляющих здания и распоряжалась ими произвольно.
В архитектуре рококо прямые линии и плоские поверхности практически вырождаются или маскируются под фигурными декоративными деталями. В чистом виде не применяется ни один из античных ордеров. Колонны могут удлиняться, укорачиваться или скручиваться винтообразно. Античные капители искажались кокетливыми дополнениями и прибавками. Высокие пилястры являлись опорой для небольших выступов карниза. Крыши по краю опоясывались балюстрадами с фигурными балясинами и постаментами. На постаментах расставлялись вазы или статуи. Фронтоны образовывались ломаными выпуклыми или впалыми линиями, увенчивались вазами, скульптурными фигурами или другими подобными предметами. В обрамлении оконных и дверных проемов допускалась незатейливая лепная орнаментация из завитков и выпуклых щитов.
Рисунок 1. Интерьеры рококо. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Несмотря на отсутствие рационализма в использовании классического ордера и тектонических элементов в целом, стиль рококо оставил множество памятников, отлично сохранившихся до нестоящего времени. Они до сих пор поражают роскошью, оригинальностью и веселой красотой. Среди наиболее известных памятников:
- Амалиенбург под Мюнхеном;
- Китайский домик в Потсдаме;
- Базилика Китайского дворца в Ораниенбауме;
- Базилика Фирценхайлиген.
Рококо в интерьерах
Стиль рококо в интерьере представляет собой весьма легкое продолжение стиля барокко, господствовавшего в прошлом. Интерьеры рококо были весьма популярны в Европе в XVIII веке. Они характеризовались легкостью, элегантностью и обилием изгибов.
Термин «рококо» произошел от французского слова «rocaile». Так называли скальное изделие, которым украшали искусственно созданный грот.
Устав от строгости и пышности барокко, парижские аристократы XVIII века стремились несколько упростить формы декора, вернуться к более мягким конструкциям и скромным материалам. После смерти Людовика XIV, предпочитавшего держать всю знать при себе в Версале, французская аристократия наконец получила возможность реализовать все свои желания и украсить свои усадьбы в духе времени.
Парижане проводили больше времени в частных домах после освобождения от придворной торжественности. Аристократы устраивали богатые праздники и старались наслаждаться жизнью. Новый стиль в интерьерах специалисты склонны называть продолжением барокко. Однако, ключевой его чертой была асимметрия, чего нельзя было сказать об архитектуре барокко.
В отличие от огромных помещений, которые так полюбились архитекторам барокко, стиль рококо применялся в зданиях поменьше, но с гораздо большим количеством комнат. Большая часть из этих помещений была небольших размеров, поэтому рококо отлично вписывается как в просторные залы для принятия гостей, так и в небольшие комнаты современного мира.
Для домов французской знати характерно расположение зала в центре дома. В прямой зависимости от удаленности помещения от главного зала, комнаты становились всё меньше и меньше, создавали более интимную атмосферу, больше характерную для будуаров.
Интерьеры были легкими и воздушными, гораздо более свободными, чем интерьеры барокко. Однако, комнаты неизбежно оставались роскошными. Рококо был призван напоминать о богатстве владельце с долей деликатности и элегантности.
Такая эстетика достигалась при помощи сочетания светлых пастельных тонов (голубого, розового, желтого) с белой слоновой костью и полированным мрамором. Особенность интерьеров рококо в том, что каждый цвет и материал в оформлении комнаты был визуально легким и одновременно роскошным, словно полет через позолоченное облако. В этот период в моду вошли цветочные мотивы, тонкие деревья, аквариумные рыбки и некоторые заимствования из восточных культур.
Как и в случае с барокко, в интерьерах рококо к украшению стеновых поверхностей относились весьма трепетно. Все углы в помещениях были скруглены, стены отделывались деревянными резными панелями с золотыми орнаментами, или зеркалами, цель которых – расширить пространство и придать ему неопределенность. В качестве настенных покрытий нередко использовались дамасковые ткани с растительными или цветочными узорами.
Стены, как и в барокко, все еще оставались рельефными. При помощи декора они делили помещение на несколько зон, каждая из которых заполнялась разнообразными украшениями.
Что касается декора потолков, то они украшены гораздо более скромно, чем в стиле барокко. Здесь для рококо характерна однотонная цветовая гамма (чаще всего светлая) с резными силуэтами – цветочными орнаментами, изображениями ангелов или деталями, заимствованными из китайской архитектуры.
Одной из важнейших частей потолка являлась огромная хрустальная люстра с подсвечниками.
В сравнении с остальными частями помещения, пол выглядел максимально спокойно. Его задача – показать статус владельца, а не притягивать на себя внимание. Чаще всего здесь использовались такие материалы, как мрамор или высококачественная обработанная древесина.