Одно и тоже здание могут как восхвалять на страницах архитектурных журналов, так и подвергнуть жесткой критике. Даже профессионалы аргументировано могут доказать обе точки зрения, что уж тут говорить об обычных горожанах, у которых нет столь больших возможностей в плане методики анализа и восприятия.
Индивидуальные особенности восприятия архитектурного объекта
Субъективность восприятия окружающей человека реальности является причиной большинства конфликтов. То, что одному кажется красивым, другой назовет уродливым, то что одному кажется гармоничным, другой назовет скучным. Критерии оценок разняться и во многом зависят от прошлого опыта, насмотренности и индивидуальных особенностей восприятия.
Заброшенное деревянное здание может казаться большинству ужасным и уродующим облик улицы, но всего несколько десятков лет назад оно могло быть ее украшением.
Рассмотрим категории, в которых проявляются индивидуальные особенности восприятия:
- тип личности (холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик). К примеру, для сангвиника яркая помпезная архитектура будет в большей степени соответствовать характеру, в то время как флегматику она покажется чересчур напыщенной;
- тип восприятия (синтетический и аналитический, от общего к частному и наоборот);
- настроение в конкретный момент (бывают дни, когда не радует ничего, и наоборот);
- опыт и насмотренность. К примеру, для тех, кто переезжает из малого или среднего города в крупный все здания в нем кажутся большими и красивыми.
На восприятие объекта также оказывают сильное влияние окружение и погода.
Многие объекты мы знаем лишь по фотографиям и в этом случае составить объективную оценку становится еще сложнее. Удачный ракурс, высокое разрешение, интересная композиция в кадре могут сделать даже самое скучное здание приятным глазу. Поэтому во многом искусство архитектурной фотографии развивается как отдельное направление, с помощью которого объект может быть представлен в совершенно новом свете.
Экспрессионизм – это течение в искусстве для которого характерно отражение эмоционального состояния художника, представление мира глазами художника.
Рисунок 1. Особенности восприятия архитектуры. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Составление объективной характеристики архитектурного объекта
При желании сформировать объективную характеристику и избежать личностных суждений, лучше всего структурировать информацию и эмоции в определенной последовательности:
- описание объекта, к примеру двухэтажное деревянное здание или полукаменный особняк;
- расположение объекта, к примеру, в исторической части города или в пригородной зоне;
- окружение объекта, к примеру, в природном или городском ландшафте, в исторической среде, в современной застройке;
- стиль здания, к примеру, современный или исторический;
- цветовая гамма, к примеру, здание может иметь спокойную или контрастную цветовую гамму;
- согласованность с окружающей застройкой, к примеру, здание может превалировать по высоте или масштабу или наоборот, сливаться с окружением;
- функциональность, соответствие формы наполнению, наличие подсказок в облике здания, указывающих на его назначение;
- гармоничность всех частей здания, композиции фасадов;
- общее впечатление от здания.
Структурировав всю информацию о здании можно составить полноценное описание, на основании которого уже будет сделано обоснованное заключение. К примеру, горожанам может не понравиться яркий цвет фасадов домов, в то время как их форма и функция будут вполне понятны. Объективная характеристика позволяет перевести абстрактные впечатления в конкретные задачи.
Разделяя впечатление от объекта на составляющие, которые его формируют, проще вычленить то, что вызывает сомнения.
Рисунок 2. Индивидуальные особенности восприятия. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Архитектура, окружающая нас в городах, может быть яркой либо спокойной и едва заметной. В постоянном шуме городской жизни здания, в которых проходит большая часть жизни горожанина, являются одновременно и декорациями, и главной сценой. Каждое здание не может быть шедевром архитектуры, иначе бы мы никогда не смогли прочувствовать их действительную ценность. Чем выше посещаемость здания, чем больше функций в него заложено, тем выше и требования к его внешнему облику.