Голосов Илья Александрович (31.07.1883 -29.11.1945)
Архитектурные стили:
- символический романтизм;
- неоклассицизм;
- конструктивизм.
Творческая биография
Илья Голосов (Изображение 1) родился в Москве в семье священника. В 1898 году вместе с братом Пантелеймоном принят в Московское Строгановское художественно-промышленное училище, в 1912 - заканчивает Московское училище живописи, ваяния и зодчества и получает звание архитектора. Обучаясь, работает помощником у известных архитекторов, занимаясь замерами памятников, оформляя их для журналов.
Рисунок 1. Голосов Илья Александрович. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Во времена службы в армии (1914-1917 гг.) строит сооружения для тыла, а в 1918 году поступает в архитектурную мастерскую Моссовета под руководством И. Жолтовского - одного их известнейших представителей неоклассицизма времени.
Архитектурная деятельность Голосова И. обращена к классическим канонам, интерес архитектора направлен на сочетание больших объемов и простоты форм. Голосов И. Считал, что архитектурные сооружения должны соответствовать духу времени, в связи с чем архитектура начала XX века должна быть динамичной и зрительно легко восприниматься.
Идеи архитектора были воплощены в 1922-1923 гг. в конкурсном проекте Дворца труда, который представлял собой комплекс зданий различной формы и объемов.
Уделяя особое внимание образованию формы в архитектуре, избегая избыточной детализации, приводят архитектора к конструктивизму. В его проектах одновременно существуют крупные формы и простая геометрия, оконные переплеты соединяют длинные плоские фасады здания, за счет чего достигается простота и элегантность постройки.
В 1924 году присоединяется к лидерам Объединения современных архитекторов - общественной организации, в которую входили ведущие конструктивисты того времени. В конце 1925 года входит в состав редколлегии журнала Современный архитектор, где и публикует свои проекты.
Одновременно в начале 20-х годов И. Голосов разрабатывает и создает свое неповторимое новаторское течение - символический романтизм, теорию построения архитектурных организмов и практикует в Политехническом институте и ВХУТЕМАСе новый метод преподавания, что приводит к формированию новаторского течения - школы И. Голосова.
Большое значение в своей теории построения архитектурных организмов архитектор придавал различию понятий «масса» и «форма». Массa, по мнению архитектора, нейтральна к весу, структуре, материалу и плотности. Такие физические свойства могут быть присущи только форме. Под массой понималась простейшая объемная форма, не связанную с определенной архитектурной идеей. Форма находится в зависимости от содержания. Масса становится формой, если в нее вкладывается определенное содержание.
В 1925 году проектам И. Голосова свойственны четкий каркас и остекление фасадов.
В период с 1925 по 1928 годы архитектурное творчество И. Голосова находится на пике популярности. Тогда проекту архитектора Дом текстилей в Москве присуждается первая премия. Затем Голосов И. принимает успешное участие во многих конкурсах с присуждением ему рекордного количества премий. В этот период архитектурное творчество И. Голосова направлено на поиск разнообразных художественных решений. Архитектор комбинирует современные формы конструктивизма, делая акцент на контрасте объемов и плоскостей.
Деятельность архитектора включает в себя проекты промышленных зданий, а также большое число проектов зданий жилого и общественного фонда, основным назначением которых является обеспечение рабочих удобством бытового пространства.
И. Голосов участвует в разработке проектов жилкомбинатов, где бытовые помещения (столовые, детские сады) и социальные (детские площадки, клубы) расположены отдельно от жилых помещений, но соединяются между собой переходами (жилой комплекс в Иванов-Вознесенске, 1929-1931), типовой проект жилкомбината в Сталинграде).
В 1930 годы И. Голосов испытывает некоторое разочарование в идеях конструктивизма и возвращается в своем творчестве к неоклассицизму, используя монументальные формы с более уравновешенным и симметричным композиционным решением.
Принципы классической архитектуры ярко выражены в проекте жилого дома на Яузском бульваре в Москве. Здание довольно массивное, с деталями, характерными для классической архитектуры - карнизами, пилястрами, консолями; в угловой части здания расположена арка, выступы которой украшают скульптуры. Цокольный этаж здания предназначается для магазинов и столовой, а остальные этажи - жилые помещения.
С 1919 по 1945 гг. И. Голосов преподает архитектуру в различных учебных заведениях, среди которых Московский архитектурный институт и Высшие художественно-технические мастерские.
Умер Илья Александрович Голосов в Москве 29 ноября 1945 года. Научно-теоретические труды архитектора в большинстве своем до конца не изучены и не изданы.
Некоторые историки отечественной архитектуры причисляют братьев Голосовых, особенно Илью Александровича, к лидерам конструктивизма и важнейшим представителям архитектурного стиля. В середине и второй половине 20-х годов братья наиболее точно передавали стилизацию конструктивизма.
Самы известные архитектурные объекты
Архитектурные объекты:
- жилой дом на Яузском бульваре в Москве;жилой комплекс в ИвановоВознесенске;
- здание Облпотребсоюза в ИвановеВознесенске (1929—1930);
- ткацкая фабрика в Вязниках (совместно с Б. Миттельманом и инж. С. Прохоровым);
- гостиница в Свердловске;
- перекачивающая станция Азнефть;
- Дом трестов военной промышленности; кинофабрика в Москве;
- Дворец труда в РостовенаДону; Смоленский рынок; дом общества «Динамо»
- проект Большого синтетического театра в Свердловске;
- типовой проект жилкомбината в Сталинграде и проекты:
- проект московского телеграфа (совместно с Б. Улиничем);
- проект Русгерторга;
- проект Электробанка в Москве;
- проект Дома текстилей в Москве;
- конкурсный проект Дворца Труда в Москве.