Храмостроение - это направление архитектуры и строительства, занимающееся проектированием и возведением культовых объектов (церкви, соборы, храмы, мечети, колокольни).
Храмостроение в петровскую эпоху
В 12 веке на Руси начался процесс «обмирщения» духовной жизни, но своего апогея он достигает именно в петровскую эпоху.
В этот период институт церкви остается столь же сильным как и в прошлые века, связь между государством и церковью, царем и церковью непоколебима. Петр Первый говорит о том, что Господь превыше всех и многие построенные в это время шедевры храмовой архитектуры появились благодаря видению государя. Но такие события как упразднение патриаршества, создание новой столицы и петровские реформы не могли не отразиться на храмостроительстве и его традициях. Каноническое древнерусское храмовое зодчество в свойственной ему древнерусской системе практически сошло на нет, новая страница истории в храмовом зодчестве писалась по новым архитектурным принципам.
Стиль «петровское барокко» нашел свое отражение и в храмовой архитектуре. Иностранные архитекторы, а также русские зодчие, прошедшие обучение за границей, внесли множество новых приемов, в том числе характерных для католических церквей в православную христианскую архитектуру. Изначальная ориентация на западные каноны, приемы и технологии стала основой зарождения новой манеры в строительстве. Внутренне устройство храма также претерпело изменения, появился зал, разделенный опорами на нефы, в традициях западноевропейских базилик. Но в отличие от иностранных образцов, в русских храмах все нефы имеют одну высоту.
Часто использовались восьмигранные объемы, которые прекрасно выглядели в барочном оформлении.
В европейской части России продолжают строить церкви в духе допетровской архитектуры, они возводятся по образцовым проектам, без чертежей. Известно, что более трехсот церквей в Сибири было заложено Лещинским.
Храмовая архитектура петровской эпохи создается такими мастерами как:
- И. Коробов;
- И. Старов;
- Л. Швертфегер;
- М. Земцов;
- П. Трезини;
- И. Зарудный и другие.
Главные постройки
Рассмотрим самые знаковые объекты храмовой архитектуры петровского периода:
- Церковь Святого Пантелеймона была возведена в Санкт-Петербурге в период с 1735 по 1739 годы, в ней видны черты петровского барокко, но присутствует и классическая строгость. Архитектор Пантелеймоновской церкви Иван Коробов разработал проект храма, украшенного тосканскими пилястрами в колокольней и деревянным завершением. Интерьеры создавали художники Гавриил Ипатов и Андрей Квашнин. Оригинальный проект Коробова был перестроен в духе ампира в 1835 году В. Биретти. Последняя реконструкция в храме проводилась в 2007 году.
- Сампсониевский собор был возведен в Санкт-Петербурге к 1749 году, его автор Пьетро Трезини. В нем мы можем видеть характерные черты петровского барокко, а именно строгую симметрию, элементы классической архитектуры (волюты, пилястры) и гармоничную композицию. По проекту Трезини собор состоял из основного храма и колокольни, позже была достроена часовня.
- Петропавловский собор построен в Санкт-Петербурге в 1733 году, его строительство длилось двадцать лет. В 1703 году был построен деревянный собор, а спустя 9 лет началось строительство каменного, при этом деревянный остался внутри возводимой постройки. Этому храму изначально уделялось особое внимание, ведь он должен был стать главным собором города и образцом для последующих работ. Архитектура храма близка по композиции к лютеранским храмам. Автор проекта, Доменико Трезини. Высота колокольни - 112 метров. Устройством основной части собор напоминает западноевропейские базилики. Стены украшены пилястрами, на фасаде размещена фреска «Предстояние апостолов Петра и Павла перед Христом».
- Меньшикова башня или Церковь Архангела Гавриила была возведена в Москве по проекту Ивана Зарудного. Архитектор разработал проект реконструкции трехшатровой церкви. Эта церковь является традиционным примером древнерусского зодчества и представляет собой столпообразный храм из четвериков и восьмериков, увенчанных шпилем.
Меньшикова башня является прототипом колокольни Петропавловского собора в Санкт-Петербурге.
Открыв «окно в Европу», Петр Первый инициировал огромное количество изменений, которые коснулись всех сфер жизни, в том числе института церкви, что нашло своей отражение в храмовой архитектуре.