Природные условия
Архитектура и строительство относятся к искусственной среде, создаваемой руками человека, но они не могут формироваться в отрыве от природных условий.
Одним из первых вопросов, которые задает проектировщик своему клиенту, является вопрос о расположении объекта проектирования. От местности и ее условий зависят многие решения как для зданий, так и для линейных объектов.
Местность задает природные и геологические условия участка. При этом не стоит обманываться кажущейся типичностью рядом расположенных участков, поскольку они могут иметь абсолютно разное строение.
В древние времена философы считали, что лишь природа является той средой, которая оказывает наибольшее влияние на развитие человечества. Плодородные земли, богатые залежами полезных ископаемых рассматривались как основа богатой и стабильной экономики. Но с развитием общества стало очевидно, что местоположением и климат не может объясняться успешность только или иного народа, культура и ее развитие также являются частью окружающего нас мира и оказывают непосредственное влияние на людей и их уровень жизни. Архитектура и строительство как часть культуры, окружают нас с детства, они влияют на наше восприятие дома, уюта, архетипы зданий.
Детальный анализ природных условий особенно важен для загородных объектов, которые должны быть возведены в гармонии с окружающим миром. Загородные резиденции, отели, санатории, дома отдыха должны соответствовать окружающей их природной гармонии, подчеркивать ее, а не нарушать.
Помимо эстетических соображений, важно учитывать и особенности климата, к которым относятся:
- средние температуры по месяцам;
- максимальные и минимальные температуры;
- описание флоры и фауны участка проектирования;
- описание водных ресурсов, расположенных на участке;
- среднегодовое количество осадков;
- снеговые нагрузки;
- количество солнечных дней в году.
Из этих факторов может сложиться оправданное проектное решение. К примеру, на объекте, расположенном в районе, где количество солнечных дней более 300, логично установить солнечные батареи, которые будут аккумулировать солнечную энергию в течение дня.
При проектировании городских объектов столь детальный анализ природных условий обычно не требуется и не проводится. Оцениваются те факторы, которые будут фигурировать в расчетах, к примеру снеговая и ветровая нагрузка, температура воздуха, продолжительность холодного периода. В результатах инженерно-экологических изысканий будет описана флора и фауна, представленная на участке, будут выделены редкие виды животных, которые охраняются по закону.
Среднегодовое количество осадков – это величина, характеризующая суммарную величину атмосферных осадков (дождя, снега, града), например, в Москве она составляет 540-650 мм.
Рисунок 1. Природные условия – один из самых важных факторов в проектировании. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Характеристика природных условий района проектирования автомобильной дороги
При проектировании автомобильной дороги анализ природно-климатических факторов осложняется тем, что протяженность участка очень велика и необходимо оценить, как меняются характеристики. В целом должны быть оценены следующие параметры:
- количество осадков с разбивкой по месяцам;
- степень испарения влаги;
- температурные максимумы и минимумы;
- скорость колебания температур;
- глубина промерзания;
- толщина снежного покрова;
- длительность морозов.
Рисунок 2. Различия климатических условий на карте мира. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Помимо получения данных необходимых для проектирования, по анализу природно-климатических факторов можно сделать вывод о наилучшем времени для начала строительных работ.
Дорожно-климатическое районирование позволяет определить наилучший тип дорожных конструкций. Пять дорожно-климатических зон (зона вечной мерзлоты, зона избыточного увлажнения, зона значительного увлажнения, зона недостаточного увлажнения и засушливые зоны) встречаются на всей территории России.
Каждая из зон имеет три типа местностей, а именно сухие места с поверхностным стоком, сырые места с избыточным увлажнением и мокрые места с постоянным увлажнением. Дорожное проектирование ведется основываясь на предположении, что грунтовые воды не воздействуют на верхнюю толщу грунтов, если уровень их залегания ниже двух метров и более в пучинистых грунтах, и ниже полутора метров в непучинистых.