Формирование английской готики
Английская готика сформировалась под влиянием территориальных особенностей во времена присоединения нормандских и анжуйских поселений. Готическая архитектура Великобритании вобрала в себя многие черты от этих двух источников культуры.
Английская готика характеризуется четкими приемами построения фасадов, эти приемы основываются на геометрических формулах. Эта особенность, скорее всего, перекочевала от нормандской школы. Оконные проемы таких сооружений нередко принимали формы окон из «пламенеющей» готики.
Считается, что готическая английская арка XIV века – скопированная нормандская арка с постоянной кривизной. От анжуйской архитектуры английская готика переняла увеличенное число нервюр.
Специалисты разделяют готическую архитектуру Великобритании на три этапа:
- ранняя готика (1170 – 1300 гг.);
- «декоративный» стиль (1272 – 1349 гг.);
- «вертикальная» готика (1350 – 1539 гг.).
Такие термины, как «английская готика» или «готическая архитектура Великобритании» весьма условны, поскольку понятие «Англия» было введено в употребление лишь с XVI века. Считается, что английская готика отличается от французской или германской своим рационализмом, простотой и тектоничностью.
Примечательно, что английские готические сооружения во все времена были относительно невысокими. Например, центральный неф собора в Солсбери имеет высоту лишь 26,5 метров. Это было связано с тем, что английские архитекторы нередко закладывали в свои проекты «нормандские несущие стены», имеющие большую толщину.
Рисунок 1. Монастырская церковь в Глостере. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Готическая архитектура Великобритании проигрывала в высоте, в то время как лидировала в протяженности и изысканности декора. Например, старый собор Святого Павла в Лондоне достигал 179 метров в длину. Кроме того, английские готические соборы отличались большой изысканностью и богатством форм, а также повышенным вниманием к деталям и материалам.
«Вертикальная» готика
Несмотря на то, что в классическом варианте «вертикальная» или «перпендикулярная готика» восходит к французской «лучистой», в определенный момент времени она представляла собой вполне самостоятельный английский стиль. Считается, что «вертикальная» готика Великобритании меньше всего подвергалась влиянию французской готики.
Расточительство в применении декоративных форм фасадов, отличающее «декоративную» готику от остальных, в конечном итоге привело к обратному эффекту. Подобная тенденция начала наблюдаться в Западной Англии при реконструкции монастырской церкви в Глостере (XIV век). В этот момент зародился новый стиль, основанный на пересечении под прямым углом горизонтальных и вертикальных линий – «вертикальная» готика.
Основным элементом внешнего декора здесь была «панель». Она представляла собой узкий вытянутый прямоугольник ажурного кружева, который увенчивался остроконечной вершиной. С помощью подобных панелей отделывали фасады, арочные проемы и окна, таким образом добиваясь геометрически правильных объемов. Сетка из панелей формировала ячейки, которые выделяли вертикальные элементы и делили стены на единообразные пролеты.
Рисунок 2. Часовня Королевского Колледжа. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
На первый взгляд такое повторение прямоугольных панелей было весьма рискованным, поскольку это могло привести к монотонности фасадов. Однако, архитекторы, работавшие в новом архитектурном стиле, были не менее искусны в разделении пространства, чем их предшественники. В этой связи повторяющиеся фасады смотрелись довольно органично.
Здание Часовни Королевского Колледжа
Сооружение является частью университетского колледжа, основанного Генрихом VI в Кембридже в 1441 году. После смерти короля темпы работ по возведению часовни значительно снизились. И лишь после того, как Генрих XVII в 1508 году вновь обратил внимание на этот проект, работы возобновили с новой силой. В 1515 году часовня была завершена.
Сооружение является уникальным образцом «вертикальной» готики. Стены здесь практически исчезают и трансформируются в стеклянные поверхности. Лишь в нижней части объема здания сохранились сплошные стеновые конструкции, покрытые ажурной решеткой. Узкие секции нижней части здания задают общую вертикальную концепцию, обращают внимание зрителя на верхние своды. Своды были смонтированы на последнем этапе возведения часовни и считаются вершиной развития средневековых перекрытий. Здесь была применена уникальная технология перекрытия тринадцатиметрового пролета, впоследствии названная «веерным сводом».
Так называемый «веер» формировался благодаря тому, что своды нервюр объединялись с панелями, типичными для «вертикальной готики». Классическое веерное перекрытие представляет собой множественные ряды усеченных конусов, расположенных вверх основаниями. Эти воронкообразные поверхности соприкасаются друг с другом в месте продольного ребра сводов и опираются на поперечные рамы в виде арок. Конусы украшаются ажурными панелями, которые становятся всё более узкими с удалением от вершины свода. В результате образуется весьма сложная, но структурированная форма.
Архитекторы Часовни Королевского Колледжа создали абсолютно единообразное архитектурное пространство в готическом стиле, не имеющее равных во всей Европе.
Надо сказать, что готика возрождалась и XVIII веке в качестве романтической неоготики. Многие национальные готические элементы Великобритании бережно сохранялись архитекторами на протяжении долгих лет в силу традиционности и консервативности английских стилей. Готический стиль Великобритании не отрицался, а развивался в виде последующих стилей елизаветинского Возрождения, английского классицизма и барокко периода правления династии Георгов.
Примечательно, что в искусстве оформления интерьеров и мебели готика также присутствовала. Рационализм и романтичность английской готики привлекали внимание художников других европейских стран.