В период конца 19 - начала 20 века в архитектуре возникло направление «Органическая архитектура».
Главные представители течения «Органическая архитектура»
Архитектура создает искусственную среду и в течение веков между средой естественной и искусственной существовало противопоставление. Человек не смог бы выжить во многих ныне населенных местах, если бы там не было архитектурных объектов, защищающих его от холода, осадков, хищников.
Но нарастание искусственной среды в ущерб среде природной постепенно стало одной из тем, которые вызывали тревогу у архитекторов и градостроителей. Обилие искусственных материалов, уменьшение зеленых пространств, нарастание промышленных возможностей и революция в промышленной сфере привели к тому, что в начале 20 века многие архитекторы обратились к теме органики, природы и стали изучать и анализировать возможности развития архитектуры в содружестве с окружающем миром.
Основателем движения органической архитектуры считают Луиса Салливана, по иронии судьбы отца первого небоскреба, который стал «прадедушкой» всех современных весьма далеких от представлений об экологии высоток. Луис Салливан - одна из самых значимых фигур чикагской архитектурной школы, он провозгласил столь важную для двадцатого века формулу – «форма следует функции». Под функцией он понимал органическую целесообразность объекта, согласно которой его форма должна определяться условиями среды, так же как и в природе.
Перечислим главных представителей этого направления:
- Френк Ллойд Райт, главный в списке архитекторов, выбравших путь профессионального развития в области органической архитектуры. Его проекты Вилл прерий пользовались большой популярностью, но во все учебники по архитектуре он попал благодаря своему легендарному проекту – «Дом над водопадом». Уникальный дом, предназначенный для семь Кауфманов, был встроен в ландшафт так, чтобы ни один камень и ни одно дерево при этом не пострадали. Выступающие над водопадом консоли очень эффектно контрастировали с изящным течением ручья. Для реализации этого проекта использовались местные материалы. Спустя всего двадцать пять лет, семья Кауфманов передала дом музею и с тех пор сотни тысяч туристов помещают его ежегодно;
- Роберт Харви Ошатц, американский архитектор. Он также выполнял и выполняет свои проект в стиле органической архитектуры. Родился Ошатц в Калифорнии, учился в Лос-Анджелесе у сына Райта, а уже в 1971 году стал владельцем собственной фирмы. В представлении Ошатца архитектура – продолжение природы, поэтому в каждом своем проекте он стремится найти баланс, создать ощущение спокойствия и гармонии;
- Ренцо Пиано, известный итальянец также относится к видным представителям органической архитектуры. Его Дом-слизняк спрятался на заднем дворе здания 19 века. Здание имеет крайне своеобразный дизайн, который с одной стороны никак не искажает облик старинного здания, а с другой - создает крайне причудливый объем.
Зародившись более века назад органическая архитектура не умерла, как течение. Она трансформировалась в более серьезное направление – архитектурная бионика, которое имеет множество ответвлений. «Зеленая архитектура» и сегодня является одной из самых обсуждаемых и популярных.
Биотек - это стиль в архитектуре и дизайне, который стремится перенести в архитектурный объект законы живой природы.
Рисунок 1. Основные положения органической архитектуры. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Лина Бо Барди
Еще одним представителем школы органической архитектуры является бразильский архитектор Лина Бо Барди. Помимо архитектуры она занималась дизайном мебели и ювелирных украшений.
Училась Лина в Римском университете, работала позже в Милане. Ее самый известный проект – Стеклянный дом, построенный по принципу открытости внешнему миру. Будучи окруженным тропическим лесом, дом сам становиться частью этого леса, для одного из деревьев внутри перекрытия даже предусмотрено отверстие.
В Сан Паулу по проекту Лины было построено здание художественного музея, его проект был составлен в 1968 г. Массивное здание как будто парит в воздухе, его огромный вес удерживают четыре опоры, размещенные по краям. Скрытое за остеклением мощное перекрытие лишь подчеркивает эффект невесомости.
Другие известные проекты Лины Бо Барди:
- Каса-де Видро, Бразилия;
- театр Герогория де Маттос, Бразилия;
- культурный центр Вера-Крус, Сан-Пуалу.
Органическая архитектура и сегодня вдохновляет многих на создание уникальных творческих проектов, в которых искусственная и естественная среда находятся в гармонии.