Философам и мечтателям всегда был интересен город будущего. Они строили теории и высказывали самые смелые предположения. Одни их ожидания сбылись, другие остались лишь мечтами и сегодня вызывают улыбку.
Архитектура будущего
Что ждет нас завтра, через год или через век - никто не знает ответа на этот вопрос, но архитектор должен представить себе это будущее и создать проект для него. Здания проектируются сегодня, но устремлены они в будущее. На их возведение уходят годы, а после их ждет эксплуатация в течение 150-200 лет, за это время они не должно устареть в двух аспектах:
- морально, то есть их объемно-планировочные, фасадные решения должны соответствовать современным представлениям;
- физически, то есть колонны, балки, перекрытия, ригели должны выдержать все нагрузки в течение отведенного времени.
Эта задача усложняется тем, что о будущем архитекторы не знают ничего. При проектировании специалисты опираются на тренды, анализ рынка, мнение заказчика, но никаких дополнительных компетенций в области футурологии у архитектора нет.
И так образуется разрыв между потребностью и возможностью, поэтому современные здания так быстро теряют свою актуальность, они проектируются для сегодня, для ближайшего будущего и в разрезе текущих потребностей. Когда наступает «новое время» архитектура прошлого кажется лишенной эстетики и привлекательности. Но ранее «новое время» наступало спустя полвека или век, а сейчас скорость изменений увеличилась, и стили меняют друг друга чуть ли не каждое десятилетие.
В этих сложных условиях большинство архитекторов попросту игнорируют вопрос будущих потребностей, оставляя его на волю заказчика. Видение же других зодчих оказывается настолько концептуальным, что не укладывается в современные нормы и требования и не может быть реализовано вовсе.
Рисунок 1. Художник-футурист Фортунато Деперо. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Исследователи называют памятники архитектуры объектами, устремленными в прошлое. Здания, построенные век или несколько веков назад, имеют больше прав и шансов остаться в городской структуре, чем наследие конца 20 и начала 21 века, потому что имеют охранный статус.
Футуризм в архитектуре
Футуризм – это модернистское направления искусства двадцатого века.
История футуризма началась в Италии в начале 20 века. Футуризм проявил себя а живописи, скульптуре, поэзии и эстетике. Основателем футуризма называют Филиппо Т. Маринетти, опубликовавшего в 1909 году свой манифест. Основоположником футуризма в архитектуре считается А.Сант’Элиа. На размышления о новом техническом веке его вдохновили американские небоскребы, про которые было написано в газете. В мае 1914 года Сант’Элиа представил свои рисунки Нового города на выставке в Милане, а позже опубликовал манифест, посвященный футуристической архитектуре.
В Новом городе, который описывал Сант’Элиа, были:
- ступенчатые многоуровневые здания;
- футуристические заводы и электростанции;
- сложная система террас и туннелей, объединяющих город.
Следующим движение возглавил А. Мадзони, который сконцентрировался на воздушной архитектуре. Главными итальянскими футуристами-архитекторами являются Эурико Прамполини, Умберто Боччони, Джузеппе Терагни, Мари Ридолфи.
Футуризм позже переродился в экспрессионизм и рационализм.
В начале 60-х футуризм пережил новое рождение, появился неофутуризм. Архитекторов вновь увлекли исследования, связанные с будущим городов и их возможным обликом. Пионерами неофутуризма были финские архитектора А. Аалто, Э. Сааринен. Следующий виток интереса к футуризму пришелся на начало 21 века, о футуризме писал В. Ди Бари, когда создавал проект павильона Милана для Всемирной выставки Экспо 2015 года.
Каким бы ни было будущее, точно его предсказать не дано никому. После появления первых цепеллинов, людям казалось, что они станут привычным видом транспорта, в городах появятся воздушные причалы и гавани. Но вместо цеппелинов современные люди пользуются автомобилями и самолетами, а воздушные гавани так и не появились.
Рисунок 2. Работы Сантьяго Калатрава также относят к футуризму за их экспрессию. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Строить прогнозы на будущее, опираясь лишь на тренды, намеки, проблески, идеи и мечты, сложно. Эта работа не приносят дивидендов сейчас, но может оказаться важной спустя годы. Визионеров в области архитектуры единицы, и они не спешат делится мнением о будущем мира и архитектуры со всеми.