Творческая биография
Эфраим Оуэн Гольдберг (Фрэнк Оуэн Гери) - известный архитектор современности, родился в небогатой еврейской семье в Торонто 28 февраля 1929 года. В семье общались на трех языках: польском, русском, идише (дед по линии матери- поляк, а по линии отца — российский еврей)
На формирование профессиональных наклонностей сказалось общение в детстве с бабушкой. Они играли на полу в чурки - строили города и дороги. Любимый школьный предмет Эфраима - рисование - стал страстью всей жизни будущего архитектора.
Гери отдавал свое предпочтение не только точным наукам, но и искусству. Ф. Гери посещает некоторые лекции университета в Торонто, лектором был финский архитектор и дизайнер, крупнейшая фигура в архитектуре Финляндии Алвар Аалто, о чем Фрэнк узнает лишь спустя время.
Когда Эфраиму исполняется 17 лет, семья переезжает в Лос-Анджелес (США). Тогда же начинается учеба в университете Южной Калифорнии под руководством Гленна Лукинса на отделении керамики, а затем и на курсе архитектуры, который Фрэнк окончил с отличием в 1954 году, получив степень бакалавра.
После службы в армии высшая школа дизайна Гарвардского университета становится следующей ступенью в образовательном процессе Гери. Изучив вопросы и проблемы градостроительства и планировки пространства, Фрэнк в 1957 году становится магистром.
В 1952 году Фрэнк Оуэн Гери женится на Аните Снайдерс и по ее просьбе меняет свое имя (в 1966 году брак распался).
Берта Изабель Агилера — панамская девушка становится новой избранницей и второй женой архитектора в 1975 году.
Ф. Гери работает в успешных архитектурных фирмах Ч. Лакмана, Л. Перейры и В. Грюна.
В 1961 году живет с семьей и работает во Франции в ателье Андрэ Ремондэ, где занимается реставрацией церквей.
«Фрэнк О. Гери и партнеры» (Frank O. Gehry & Associates) — так именуется студия Гери, которую архитектор открывает, вернувшись в Лос-Анджелес в 1962 году, которая позднее в 1979 году преобразуется в корпорацию «Гери и Крюгер» (Gehry & Krueger Inc.), а затем в 2002 году- именуется как «Гери партнерс, LLP» (Gehry Partners, LLP).
В начале своей творческой карьеры Фрэнк Оуэн реализует коммерческие проекты, занимается дизайном мебели, разработкой торговых площадей, интерьерами, проектами частных домов. Тесное сотрудничество с мебельной компанией «Витра» в качестве архитектора обеспечивает Фрэнку стабильный доход.
После строительства особняка в 1978 году, который Гери спроектировал для своей семьи, к архитектору пришла профессиональная известность. Лишь по прошествии 25 лет, в 2012 году Гери был удостоен престижной премии Американского института архитекторов за строительство именно этого дома.
В своем творчестве Ф. Оуэн экспериментирует и с низкобюджетными проектами, используя бывшие в употреблении материалы, давая волю своей фантазии. Яркими экземплярами творений автора из материалов «секонд-хенд» стали: дом Вильяма и Линн Нортонов (1982–1983), деревянный дом с подпоркой из металла, который очень походил на голубятню и дом Вагнера (1978).
В 1985 году завершается создание здания штаб-квартиры рекламного агентства «Чиат/Дей» в Венеции (штат Калифорния). Необычная форма фасада была разработана друзьями архитектора, поп-артистами, супругами Кузи ван Брюгген и Клас Ольденбург.
Еще одно знаменитое архитектурное творение - Танцующий дом — одна из многочисленных достопримечательностей Праги, которую не минует ни один турист. Изначально столь необычная идея автора была отвергнута высшими пражскими кругами, в том числе художественным обществом. Дом рушил все стереотипы, очень отличался от остальной архитектурной части улицы. Проект поддержал президент страны, настояв на утверждении и последующей его реализации. Таким образом обычное офисное здание становится своеобразным архитектурным аттракционом, символизирующим танцевальную пару. Чехи с гордостью называют свое архитектурное чудо «стакан».
В Шотландии (Данди) Гери проектирует и строит за свой счет для друзей архитектора Чарльза Дженкса и его больной супруги Мегги Кесвик Центр поддержки раковых больных Мегги - строение, вбирающее в себя окружающий ландшафт. Идея проекта Центра - «исцеляющая архитектура».
«Дом-бинокль» (Здание рекламного агентства Chiat/Day в Венеции, США) - еще одно удивительное творение Фрэнка Гери, построенное в 1991 году, получившее свое название благодаря оригинальному представлению въезда на парковку в виде оптического прибора.
Рисунок 1. Здание рекламного агентства Chiat/Day
В 1992 году специально для Олимпийских игр в Барселоне Ф. Гери был создан олимпийский павильон «Рыба», который представляет собой огромную скульптуру золотой рыбы, которая покрыта стальной сеткой. Этот проект стал технологическим прорывом в архитектурной среде. При создании модели павильона впервые была использована программа трехмерного аэронавигационного проектирования
Рисунок 2. Олимпийский павильон «Рыба»
Невероятное зрелище являет собой комплекс DZ Bank в Берлине, Германия, конференц-зал которого выполнен из стали и напоминает голову лошади.
Для всех построек архитектора характерна образность, которая закрепила за Гери определение «архитектор-художник», воспринимаемое мастером в качестве комплимента.
Сегодня команда Фрэнка Гери — компьютерные гении, инженеры, архитекторы. Представитель калифорнийской архитектурной школы, деконструктивист, мировая звезда переполнен планами, среди которых реализация проекта нового офиса в Нью-Йорке и здания штаб-квартиры компании «Фейсбук» в Менло-Парке по заказу Марка Цукерберга, завершение строительства Музея толерантности в Иерусалиме, создание нового здания музея Соломона Гуггенхайма в Абу-Даби и мемориала Эйзенхауэра в столице США.
Основные этапы творчества
Основные этапы творчества Фрэнка Оуэна Гери:
- Дом Гери в Санта-Монике (реконструкция) 1978 Калифорния, США
- Дом Вагнера 1978 США
- Торговый центр «Санта-Моника плейс» (Santa Monica Place) 1980 Калифорния, США
- Дом Вильяма и Линн Нортонов 1982–1983 Венеция, Калифорния, США
- Штаб-квартира рекламного агентства «Чиат/Дей» (Chiat/Day) и здание «Бинокль» 1985–1991 Венеция, Калифорния, США
- Ресторан «Танцующая рыба» 1986 Кобе, Япония
- Музей дизайна «Витра» (Vitra) 1989 Вайль-на-Рейне, Германия
- Скульптура «Рыба» олимпийского павильона 1992 Барселона, Испания
- Художественный музей искусств Фредерика Вайсмана (WAM) 1993 Миннеаполис, США
- Танцующий дом (совместно с Владо Милуничем) 1996 Прага, Чехия
- Музей Соломона Гуггенхайма 1997 Бильбао, Испания
- Многофункциональный комплекс «Новая таможня» (Neuer Zollhof) 1999 Дюссельдорф, Германия
- Здание филиала DZ банка (Deutsche ZentralGenossenschaftsbank) 2000 Берлин, Германия
- Музей музыки 2000 Сиэтл, США
- Выставочное здание для музея дизайна «Витра» (Vitra) 2003 Вайль-на-Рейне, Германия
- Концертный зал имени Уолта Диснея 2003 Лос-Анджелес, США
- Центр поддержки раковых больных Мегги 2003 Данди, Шотландия
- Музей MARTа 2005 Херфорд, Германия Винодельня и гостиница «Маркес де Рискаль» (Marques de Riscal) 2006 Алава, Испания
- Штаб-квартира корпорации «ИнтерАктив» (InterActive) 2007 Нью-Йорк, США
- «Бикман Тауэр» (Beekman Tower) 2008 Нью-Йорк, США
- Научная библиотека Питера Льюиса в Принстонском университете 2008 Принстон, США
- Административный корпус завода «Новартис» 2009 Базель, Швейцария
- Центр лечения заболеваний головного мозга Лу Руво 2010 Лас-Вегас, США
- Новый международный центр в Майами-Бич 2011 Флорида, США
- Жилой комплекс «Опус Гонконг» (Opus Hong Kong) 2012 Гонконг, КНР
- Биологический музей 2014 Панама, Республика Панама
- Фонд Луи Виттона 2014 Париж, Франция
- Корпус доктора Чау Чака Винга Сиднейского технологического университета 2014 Сидней, Австралия.