Франсуа Мансар
Франсуа Мансар (1598 – 1666) – это французский архитектор XVII века, который являлся не только одним из крупнейших мастеров французского барокко, но и начинателем традиций архитектуры классицизма в Западной Европе.
Мансар учился мастерству у своего отца, плотника А. Мансара, а также у своего зятя, архитектора и скульптора Ж. Готье. На творчество архитектора повлияли также такие мастера, как:
- П. Леско;
- С. Де Броса;
- Ф. Делорма.
Первым сооружением Франсуа Мансара стала церковь фельянов в Париже (не сохранилась до наших дней). Замок Бальруа, расположенный недалеко от Байё, отражал влияние крупных проектов времен Генриха IV. В центрической конструкции церкви Посещения Девой Марией Елизаветы в Париже Мансар преимущественно опирался на архитектуру Выскоого Возрождения и маньеризма, но в то же время несколько приблизился к формальной сдержанности классицизма. Проект строительства замка в Блуа со смелой пространственной композицией и применением определенных световых эффектов во внутреннем убранстве отражал влияние барокко наряду с классицистической простотой материалов.
Рисунок 1. Замок Бальруа. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Отель Де-Ла-Врийер, располагающийся в Париже, наглядно демонстрировал схему размещения нескольких корпусов вокруг двора, отделенного от улицы небольшой стеной (такая схема строительства впоследствии стала весьма распространенной).
Дворец Мезон-Лаффит близ Парижа сильно повлиял на архитектуру западноевропейских загородных резиденций XVII – XVIII вв. Здесь главный объем здания дополнялся сложным декором центрального и паркового фасадов с двумя крыльями, а ось его симметрии совпадала с основной осью парка.
В 1645 году Мансар занимался проектированием церкви и дворца в комплексе монастыря Валь-де-Грас (Париж) для королевы Анны Австрийской. Интересно, что через год после начала проекта архитектор был отстранен от работ. По чертежам Мансара были возведены лишь нижний ярус фасада и стены нефа церкви.
К поздним работам Мансара можно отнести выдержанные в строгих формах отель Генего-де –Брос (Париж) и перестроенный отель Карнавале (Париж). Последнее сооружение ныне является одним из зданий Музея истории Парижа.
С 1664 года Франсуа Мансар занимался проектированием фасада восточного крыла Лувра, который так и не был реализован. Однако, данный проект всё-таки повлиял на творчество его внучатых племянников Ж. Ардуэна-Мансара и Ж.Габриеля IV. Несохранившиеся парковые ансамбли Мансара (например, парк в замке Мезон-Лаффит) оказали большое влияние на ученика Мансара – А. Ленотра.
Интересно, что от имени Мансара получила название мансарда (помещение под двускатной кровельной системой). Однако, данный тип перекрытия использовался и до начала профессиональной деятельности Мансара, например, П. Леско, опирающимся на итальянские образцы подобных конструкций.
Замок Мезон-Лаффит
С середины XV века территории в окрестностях небольшого городка Мезон принадлежали французской аристократии де Лонгей. В начале XVII века ее обладателем становится честолюбивый Рене де Лонгей, который управлял дворцами Версаля и Сен-Жермена и долгое время возглавлявший парижский Верховный суд. В 1642 де Лонгей поручил архитектору Франсуа Мансару проектирование и возведение замка Мезон-Лаффит.
Архитектура замка продвигала идеи, высказанные ранее Ф. Мансаром при строительстве дворца в Блуа. Для П-образного в плане главного здания характерно поэтажное разделение фасада в традициях архитектуры Возрождения. Однако, при этом использовался и классический античный ордер.
В интерьерах Ф. Мансара отчетливо прослеживается следование канонам архитектуры барокко. Центральная лестница здания разделяла все пространство на четыре больших секции. Она украшена фигурками путти в простенках (они были выполнены Филиппом де Бюсте по чертежам Жака Саразена).
Рисунок 2. Замок Мезон-Лаффит. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Первый этаж с левой стороны занимали личные покои маркиза Р. Де Логея. Они включали в себя Салон пленников с камином, на котором Ж. Герен изобразил победы Людовика XIII в Тридцатилетней войне. Вестибюль замка украшают барельефы в люнетах, филенки и пилястры, выполненные по эскизам Ж. Саразена.
Покои графа д’Артуа включали в себя офицерскую столовую, салон для игр и летнюю столовую. Все эти помещения были оформлены Ф. Беланже в стиле неоклассицизма. На втором этаже замка располагались следующие помещения:
- Большой Верхний зал;
- салон Геркулеса;
- Комната короля;
- Итальянские апартаменты (Овальный и Зеркальный кабинеты).
Декор всех вышеупомянутых помещений был разработан Франсуа Мансаром. В их отделке были применены деревянные лакированные панели, гобелены, зеркала и сдвоенные гермы.
Вспомогательные сооружения и парковый ансамбль
С 1658 по 1660 гг. Мансар занимался строительством роскошных конюшен для маркиза на 40 лошадей. Одновременно с этим был возведен и манеж, а также огромная галерея и водоем для лошадей. Большая часть этих построек была утрачена в 1835 году.
В упомянутый период маркиз Р. Де Лонгей распорядился начать работы по созданию крупного садово-паркового ансамбля около замка по французской традиции. Главная аллея парка пересекает анфиладу из трех дворов и выходит на ограниченный рвом курденер. На одном из концов центрального партера архитектор предусмотрел сложную систему спусков к водоему, а также купальню и несколько искусственных бассейнов.
Одной из примечательных особенностей сада является гидравлическая машина, созданная для подъема воды из рукава реки Сены. Данная система обеспечивала водой мельницу, декоративные фонтаны, а также подавала воду к летнему театру.