Архитектор Франсуа Кювилье
Франсуа Кювилье (1695 – 1768) – один из главных архитекторов и декораторов баварского стиля рококо.
Перед получением должности придворного архитектора герцога Максимилиана II Эммануила Баварского Кювилье обучался мастерству в Париже. Главными работами архитектора можно считать:
- павильон Амалиенбург;
- Резиденц-театр;
- фасад церкви святого Кайетана.
Сын архитектора – Франсуа Кювилье Младший (1731 – 1777) также был архитектором и работал преимущественно в стиле германского рококо.
Начиная с 20-х годов XVIII века и до конца жизни Кювилье занимался украшением интерьеров резиденции курфюрста в Мюнхене. Он объединял тогдашние французские образы с традициями баварского барочного стиля. В результате получался вполне оригинальный мюнхенский стиль, широко использующий стукковое декорирование, криволинейные плоскости, зеркала и специфичную мебель.
Рисунок 1. Архитектура Франсуа Кювилье. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Следует заметить, что Франсуа Кювилье также занимался дизайном мебели. Он издал несколько публикаций с образами декоративных мотивов, отражающих стилистику того времени.
Проекты архитектора
Архитектор Франсуа Кювилье считается основоположником южно-германской интерпретации стиля рококо. Родился мастер 23 октября 1695 года в городе Суаньи, Бельгия.
В период с 1720 по 1724 года архитектор обучался у французского зодчего, теоретика искусства и архитектуры, Жака Франсуа Блонделя в Париже. В 1726 году Кювилье вернулся в Мюнхен и сразу получает должность придворного архитектора. Архитектурный стиль, в котором работал мастер, характеризуется изящностью и необычной сочностью декоративных элементов.
Следует упомянуть здание охотничьего павильона. В начале XVIII века по распоряжению курфюрста Клеменса Августа Баварского началось возведение дворца Аугустусбург, проект которого разработал немецкий архитектор Йохан Конрад Шлаун. Именно в состав этого дворцового комплекса и входил вышеупомянутый павильон. Вспомогательное здание возводилось с 1729 по 1740 гг. Охотничий павильон связан с Аугустусбургом широким парковым ансамблем.
Начиная с 1729 года совместно с немецким архитектором Йозефом Еффнером Кювалье занимался проектированием Мюнхенской резиденции. Интерьер разработанных ими помещений был выполнен в стиле раннего рококо и отличался великолепным исполнением позолоченных деталей. Все помещения были выполнены в белом, пурпурном или золотом цвете.
С 1733 по 1737 гг Франсуа Кювилье занимался проектированием особняка для фаворитки баварского курфюрста Карла Альбрехта, графини Хольнштайн. Дворец отличается весьма элегантным фасадом и является одним из лучших мюнхенских сооружений, выполненных в стиле рококо.
Примерно в этот же период Кювилье занимался возведением павильона Амалиенбург. Следует заметить, что внутреннее убранство помещений хоть и выполнено в стиле рококо, в отличие от французских образцов характеризовалось большой пышностью и тяжеловесностью. Внешний облик павильона отличался от интерьера, он был более сдержанным и элегантным.
В 1753 году по предложению курфюрста Макса-Йозефа III было начато возведение уникального театра, который решено было расположить в одном из зданий мюнхенской Резиденции. Здание также было запроектировано Франсуа Кювилье и является одной из самых ярких жемчужин среди оперных зданий стиля рококо. Сооружение сразу приобрело статус официального театра, его посещали герцоги, курфюрсты и баварские короли.
Поводом для строительства театра стал пожар в Резиденции в 1750 году, уничтоживший старое здание. После этого события возникла необходимость в возведении нового здания, но уже на новой площадке (было выбрано место, где ранее располагалась великолепная баня Карла Альбрехта).
Театр был открыт в 1753 году оперой «Катон в Утике» итальянского композитора Джованни Баттиста Феррандини. В последующие годы в театре преимущественно итальянские оперы. Здание использовалось для проведения карнавалов и прочих придворных торжеств. Резиденц-театр пережил множество великих постановок (например, премьера оперы Моцарта «Идоменей»).
До начала Второй мировой войны театр располагался на северо-востоке площади Макса Йозефа, в 1944 году был закрыт. Сегодня на этом месте расположен новый Резиденц-театр. Незадолго до разрушения старого здания в 1944 году деревянные конструкции были вывезены для сохранения за пределы Мюнхена. Интересно, что впоследствии они послужили для реконструкции так называемого Аптекарского блока.
В 1659 году супругу курфюрста Фердинанда Марии Баварского, Генриетта Аделаида Савойская дала обет, что после рождения наследника будет возведена одна из самых красивых церквей. Через несколько лет болонским архитектором Агостино Барелли был подготовлен проект будущего религиозного сооружения. Однако, успев возвести только стеновые конструкции, он подал в отставку и уехал из Мюнхена. Преемник архитектора Энрико Цукалли продолжил возведение. Несмотря на то, что строительство церкви так и не было завершено, было произведено её освящение. На сегодняшний день считается, что столь продолжительный процесс возведения связан с отсутствием окончательного решения по поводу формы фасада. Спустя столетие архитектор Франсуа де Кювилье запроектировал фасад в стиле рококо. Его строительство завершилось в 1768 году благодаря участию сына архитектора – Франсуа Кювилье Младшего.